Авто/Мото Бизнес и финансы Дом и семья Интернет Компьютеры Культура и искусство Медицина и Здоровье Наука и образование Туризм и путешествия Спорт Строительство и ремонт Дети и их родители
Авто/Мото » Познавательное про авто » Красота и здравый смысл    

Красота и здравый смысл

Главная




Среди серийных образцов автомобилей, выставляемых на различных автосалонах и моторшоу, концепт-кары смотрятся как одежда высокой моды рядом с банальным «прет-а-порте»: смотреть — пожалуйста, красиво так, что аж дух захватывает, а вот использовать по назначению, скорее всего, не удастся… Однако для самих автопроизводителей в постройке таких машин есть свои резоны. Помимо демонстрации собственных возможностей фирмы, изготавливающие автомобили будущего, «столбят» ими новые направления развития, «задают тон», а главное, потихоньку приучают потенциальных клиентов к тому, как должен выглядеть автомобиль чудесного завтра. Так что дорожные качества концепту, в общем-то, и ни к чему, и в его конструкцию могут быть введены, осторожно выражаясь, парадоксальные решения. И чем более футуристичен экземпляр, тем менее он приспособлен для повседневной жизни. Но — не всегда.

В этом плане, пожалуй, наиболее характерны (и интересны) разработки концерна Toyota. Главный перспективный вектор развития «Тойоты» был заложен фирмой в 1992 году, когда компания начала вести работы по созданию автомобильных двигателей на основе водородных топливных элементов. Уже через 5 лет после начала изысканий фирма явила миру свой первый FCHV (Fuel-Cell Hybrid Vehicle) — автомобиль, работающий на водороде, получаемом непосредственно на борту машины из метанола. Поэкспериментировав на шасси серийных машин, к Токийскому автосалону 2003 года компания подготовила свои первые концепт-кары на топливных элементах — мини-вен Toyota Fine-N и спортивное купе Fine-S. Собственно, именно топливные элементы и были главной изюминкой тех машин.

Непривычная энергоустановка отошла на второй план с прибытием в 2005 году на «домашний» автосалон в Токио концепта Toyota Fine-X (в Америке и на последнем Женевском моторшоу концепт дебютировал как Toyota Fine-Т). Главным конструктивным отличием Fine-Т от предшественников является хитроумная система полного привода. Каждое из четырех колес машины имеет собственный встроенный электромотор, может поворачиваться вокруг вертикальной оси и тормозить независимо от остальных. Иными словами, Fine-T — полноприводная машина со всеми управляющими колесами. Благодаря этому автомобиль может разворачиваться на месте и двигаться, как краб, боком, что позволяет парковаться «вбок» на тесных городских улицах. Отличной маневренности концепт-кара способствует практически полное отсутствие свесов кузова: колеса разнесены по углам машины (колесная база, то есть расстояние между осями колес, всего на какой-то метр короче габаритных размеров автомобиля), а основа гибридной силовой установки, ячейки топливных элементов новейшей разработки, расположена в платформе под полом. Там же спрятаны даже компоненты управления, и все пространство над платформой пола является салоном машины. В итоге салон концепта по своим размерам сопоставим с салоном Toyota Avensis, в то время как внешние габариты машины близки к габаритам Toyota Yaris: его длина — 3 860 мм, ширина – 1 750, высота — 1 550 мм.

Отдельного внимания заслуживает и сам салон. В его отделке использованы полимеры, выполненные из биомассы сахарного тростника (так называемая PLA-технология). Биоразлагаемый полимер PLA (Polylactide, или полимолочная кислота) при переработке и утилизации, в отличие от производимых из нефти полимеров, выбрасывает в атмосферу углекислый газ, образовавшийся из углерода, накопленного растениями за весьма краткий период их жизни, то есть так или иначе участвующий в естественном обороте. Кстати, в своем релизе авторы этого концепт-кара указали, что использование таких материалов обусловлено глобальным потеплением климата, а посему Fine-Т можно считать своеобразным вкладом фирмы в борьбу человечества с парниковым эффектом!

Ориентироваться во время движения водителю помогает камера кругового обзора, способная распознавать объекты. Все необходимые данные отображаются на огромной «приборной панели» — жидкокристаллическом дисплее с виртуальными приборами, часть информации проецируется на лобовое стекло. Во время посадки-высадки футуристический руль откидывается, сиденье поворачивается и подъезжает на салазках в сторону двери, причем регулировать его «под себя» не нужно, все это происходит автоматически.

«Дружелюбный» экстерьер машины создан в стиле, обозначенном производителями как «вибрирующая яркость». Действительно, автомобиль с пологим ветровым стеклом и приплюснутой крышей сразу обращает на себя внимание, и нет сомнений, что именно эти характерные черты, появившиеся впервые в 2002 году на концепте Toyota ссХ, определят будущее направление в стилистике тойотовского (а возможно, и мирового) автодизайна. Однако погоня за красотой уступила отчасти здравому смыслу. Гигантская боковая дверь, открывающая доступ сразу к двум рядам сидений, поднимается вверх, как у легендарного Mercedes 300SL Gull wing 1952 года выпуска. Это, конечно же, эффектно, но не слишком уместно на автомобиле, рассчитанном на парковку в тесных местах: все-таки для открытия такой двери требуется довольно много места вдоль бортов…

Впрочем, в любом случае будущее подобных машин пока под большим вопросом. Дело в том, что производство водорода — довольно энергоемкий процесс. Для его получения используются, как правило, все те же полезные ископаемые (и вырабатываются те же парниковые газы), потребление и выработку которых и призван сократить автомобиль на топливных элементах. Да и в научных исследованиях не все гладко — в феврале главный мировой альянс по этим разработкам (корпорации Toyota и GM) практически распался, компании объявили о разрыве совместной деятельности, которую они вели с 1999 года. Тем не менее руководство «Тойоты» заявило о намерении наладить массовое производство машин на топливных элементах в следующем десятилетии.

На последней Детройтской выставке публике представили «приземленный» мини-вэн-концепт Toyota F3R, сделанный в духе Fine-Т. На машине установлена более привычная гибридная силовая установка, нет изысков вроде руля-штурвала и четырех поворачивающихся колес, но дизайн кузова выполнен в таком же стиле.

В том, что дебют Toyota F3R состоялся именно в Америке, есть своя логика — на американском рынке мини-вэны традиционно пользуются спросом. Однако основные покупатели таких машин — люди семейные, японцы же построили свой концепт в расчете на молодежь. Машина напичкана неоновой подсветкой (на стоянках даже дисплей приборной панели превращается в источник мерцающего голубого цвета). К потолку подвешены два внушительных экрана видеосистемы, а сам восьмиместный автомобиль можно превратить в некий передвижной клуб с угловым диваном внутри, всего лишь убрав в пол два средних кресла и развернув водительское сиденье на 180°C. Наверное, именно поэтому машину неофициально окрестили хип-хоп-каром.

Для менее «компанейских» европейцев и японцев, привыкших к тесным городским улицам, Toyota предложила новое средство передвижения, названное I-Swing. Оно представляет собой кресло на колесах с электромотором, которое имеет два режима движения: медленное, со скоростью пешехода (при этом кресло занимает вертикальное положение и движется на двух колесах), и скоростное — с наклоном и опорой на три колеса. Специальные чехлы позволяют менять расцветку I-Swing в зависимости от одежды или настроения владельца, причем это самое настроение распознается искусственным интеллектом электрокресла и в зависимости от результата окрашивает в соответствующий цвет два светодиодных экрана. Управляется это чудо мебельно-мобильной техники джойстиком или педалями: для поворота достаточно чуть сильнее нажать на правую или левую из них. Впрочем, о массовом производстве нового средства передвижения пока речи нет, Toyota и не скрывает этого. О «начинке» I-Swing пока мало что известно, скорее всего, равновесие при езде на двух колесах сохраняется с помощью гироскопов.

Василий Радлов

Информация об авторе статьи

Журнал «Вокруг Света»: Красота и здравый смысл

Случайные статьи

К морю на пол-литре
Победителю 2006 года, команде французского колледжа Lyce’e La Joliverie, есть чему радоваться — 2 885 км на литре чистейшего спирта. Их машинка под номером 3, ехавшая на этаноле, оказалась самой эконо...

Багажное отделение
Для путешественника XVI века даже недолгий вояж представлялся большой оказией. Дело было не столько в отсутствии дорог, сколько в наличии багажа, который просто невозможно было взять с собой. Любой гр...

Автонатиск с востока
Словосочетание «китайский автомобиль» у многих вызывает усмешку. Что ж, вспомним: появление первых автомобилей тоже в свое время было воспринято как нечто забавное. Но сначала в Европе, а затем в Амер...

Маленький концепт большого города
Три литра на сто километров – это совсем не предел для современного авто. Мюнхенские конструкторы создали модель автомобиля, который будет потреблять всего 1,5 литра на сто километров. И это при стоим...

 


0,45545220375061