Авто/Мото Бизнес и финансы Дом и семья Интернет Компьютеры Культура и искусство Медицина и Здоровье Наука и образование Туризм и путешествия Спорт Строительство и ремонт Дети и их родители

     Бизнес и финансы » Бизнес идеи » Действия или риторика? Что компании понимают под «социальной ответственностью»    

Действия или риторика? Что компании понимают под «социальной ответственностью»

Главная




В 1970-е гг. экономист Милтон Фридман выступил со знаменитым тезисом, что "единственная ответственность бизнеса — это получение прибыли". При условии соблюдения закона и общественных норм менеджеры, работающие за зарплату, не должны тратить ресурсы компании ни на что, кроме финансовых интересов акционеров. Щель бизнеса в самом бизнесе, а поиском средств на социальные нужды должны заниматься правительство, общество и сами граждане.



Mы с полным правом можем рассчитывать на то, что национальные правительства, вооруженные законами и правилами, будут принимать более активное участие в решении растущих социальных и экологических проблем.

Но несмотря на запрет Фридмана злоупотреблять корпоративными ресурсами, интерес к социальной ответственности бизнеса растет поистине с космической скоростью. На это, в частности, указывает появление громадного количества этических кодексов и отчетов, дискуссий среди акционеров, новых инвестиционных продуктов и полисов, предусматривающих социальную ответственность, а также инициативы ЕС, принципы Салливана, принципы Global Compact ООН, глобальная инициатива по отчетности в области устойчивого развития и множество неправительственных инициатив, направленных на усиление социальной ответственности бизнеса.

Что же это за силы, которые порождают все новые и новые требования к корпоративной ответственности? Фридман исходит из того, что существуют национальные правительства, у которых есть и воля, и возможности задавать правила игры, в рамках которых станут действовать компании. Эти же правительства с помощью налоговой политики и социальных программ сглаживают некоторые социальные и экологические последствия жизнедеятельности бизнеса. Однако из-за глобализации рынка товаров и рынка капитала акценты сместились. Теперь правительства конкурируют между собой, пытаясь привлечь инвестиции глобальных корпораций, которым нужны дешевые рынки труда и не слишком строгий налоговый режим и надзор. Поскольку защитить интересы общества правительства не особенно стремятся или не могут, эту роль взяли на себя различные социальные организации, которые научились грамотно использовать некоторые СМИ, чтобы в черном цвете представить влияние компании на общество и экологию. Их первыми жертвами стали добывающие компании — нефтяные, газовые, металлургические, а также глобальные ритейлеры, но в последнее время все больше компаний осознают свою уязвимость перед лицом кампаний в средствах массовой информации. А поскольку все большая часть стоимости компаний приходится на нематериальные активы, например бренд, менеджерам приходится учиться управлять этим новым "репутационным риском".

Но с новыми требованиями корпоративной ответственности справиться не так-то просто, потому что менеджерам одновременно с этим приходится решать задачи, связанные с ростом глобальной конкуренции, и думать, как увеличить стоимость компании, поскольку этого хотят влиятельные институциональные инвесторы. В результате значительная часть того, что преподносится как социальная ответственность бизнеса, оказывается просто хорошим пиаром. Кое-какие средства тратятся на написание новых этических кодексов и публикацию глянцевых отчетов о социальной и экологической деятельности компании. Все это можно использовать для борьбы с критикой в адрес компаний, но и такая "социальная ответственность" не более чем косметические меры, которые совершенно не предполагают перемен в работе корпораций. Небольшая часть компаний демонстрирует более серьезный подход. Они признают, что забота об интересах акционеров имеет огромное значение как условие роста стоимости компании в долгосрочной перспективе. В таких случаях изменения в корпоративной риторике сопровождаются значительными изменениями приоритетов компании. Вместо того чтобы гнаться исключительно за краткосрочными финансовыми результатами, компании стараются привлекать внимание к нефинансовым источникам роста стоимости, в том числе корпоративной этике и ценностям. При новом подходе сотрудников любого уровня предостерегают от получения прибыли любой ценой — за счет клиентов, поставщиков или окружающей среды. Однако еще более глубокий подход демонстрируют компании, которые не только меняют свои традиции внутреннего управления, но и стараются контролировать опосредованное влияние своего бизнеса на социальную среду. В таких случаях на смену использованию корпоративной филантропии для пиара компании приходит активное отношение к собственной роли в обществе. Это способствует вовлечению бизнеса в диалог с общественностью, когда компания способствует решению проблемы занятости, организует тренинги, инвестирует в развитие местной экономики.

У себя в Кембридже нам тоже предстоит еще многое сделать, чтобы социальная ответственность бизнеса стала не просто публичной политикой. Многие слушатели, поступая к нам на программу MBA, уже убеждены в том, что проблеме ответственности бизнеса следует уделять больше внимания. Программа MBA в Кембридже интернациональна — в нынешнем наборе учатся студенты из 37 стран. Слушатели из Британии и США, возможно, привыкли думать о результатах деятельности компании только с точки зрения финансовых показателей. А вот студенты из стран, где больше уважают интересы акционеров, например из Германии и Японии, или развивающихся и переходных экономик, в частности Индии и Китая, хорошо осознают существование связей между экономическим ростом и его воздействием на социум и экологию. Вопросы социальной ответственности бизнеса рассматриваются у нас в нескольких основных курсах — операционном менеджменте, маркетинге, в курсе по управлению репутационными рисками, по корпоративному управлению и этике, а также в отдельных предметах, имеющих отношение к устойчивому развитию. На социальной ответственности бизнеса основана наша программа по общественному предпринимательству, пользующаяся большим спросом у корпоративных клиентов.

Конечно, мы с полным правом можем рассчитывать на то, что национальные правительства, вооруженные законами и правилами, будут принимать более активное участие в решении растущих социальных и экологических проблем, являющихся следствием экономической активности корпораций. Однако глобализация вносит свои коррективы в привычное разделение обязанностей. Теперь и бизнес должен взять на себя больше ответственности за последствия своей деятельности. Вне всякого сомнения, на создание новых систем управления, новых законодательных механизмов и образовательных программ, которые станут настойчиво доносить до студентов идею ответственности бизнеса, потребуется много времени и огромные усилия. Однако это единственный путь, который позволит создать прочную основу для стабильного и прочного бизнеса.

Информация об авторе статьи

Автор:  Джон Робертс, профессор Reader at Judge Business School, University of Cambridge

Статья получена: http://adme.ru

Случайные статьи

Черный месяц «ИКЕА». «Мегу» в Нижнем Новгороде закрыли на 30 дней
С сегодняшнего дня деятельность нижегородского торгового центра «Мега» компании «ИКЕА» приостанавливается на месяц. Эксперты подсчитали, что убытки компании, которая закрывается в самый пик преднового...

«Пятый канал» попал в столицу. Перебургские вещатели получили нужную частоту
Вещающий из Санкт-Петербурга «Пятый канал» выиграл конкурс, на котором выставлялась московская телечастота. Как говорится на сайте Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере...

Калуга — родина тигуанов. Volkswagen будет собирать в России новейший кроссовер
Открывающий свое производство в России Volkswagen наряду с массовыми моделями, похоже, будет собирать в Калуге и наиболее популярные в России дорогие автомобили марки. Как стало известно «Бизнесу», кр...

Виртуальный регулятор. Мининформсвязи определит статус MVNO
Потратив более двух лет на изучение виртуальных сотовых операторов (MVNO), Мининформсвязи до лета следующего года готовится определить, работать им в России или нет. Операторы «большой тройки» скептич...

Классические ошибки в инновациях
Каждый руководитель мечтает об инновационном хите не хуже iPod. Однако топ-менеджеры, с жаром заявляющие, что ищут новые идеи, иногда, кажется, готовы застрелить любого, кто с ними приходит. Почему? О...

 


0,46019411087036