Авто/Мото Бизнес и финансы Дом и семья Интернет Компьютеры Культура и искусство Медицина и Здоровье Наука и образование Туризм и путешествия Спорт Строительство и ремонт Дети и их родители

     Бизнес и финансы » Бизнес идеи » Завтра в эфире. Владельцы кабельных активов строят вертикально-интегрированные холдинги    

Завтра в эфире. Владельцы кабельных активов строят вертикально-интегрированные холдинги

Главная




В последние пару лет на рынке кабельных сетей сформировались три ключевых игрока — «Нафта-Москва» Сулеймана Керимова, АФК «Система» Владимира Евтушенкова и «Ренова-Медиа» Виктора Вексельберга. По подсчетам инвесткомпании «Финам», их вложения в кабель (покупка и модернизация) уже превысили $1 млрд. Что они покажут по этому кабелю, чтобы вернуть свои деньги?



Вернуть вложенный в сети миллиард быстро не получится. Сейчас операторы зарабатывают в первую очередь на Интернете.

Строители сетей

«Система», «Ренова-Медиа» и «Нафта-Москва» заплатили, по сути, за абонентскую базу, считает аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. Сами сети, по ее словам, особенно в регионах, устаревшие и не в состоянии пропускать современный контент и давать полноценный доступ в Интернет. Эти активы требуют инвестиций в модернизацию — $30—50 на одного абонента. «Мостелекому» модернизация обойдется дороже, поскольку ему придется демонтировать старую сеть и строить новую — это около $250 млн», — говорит Толмачева.

Вернуть вложенный в сети миллиард быстро не получится. Сейчас операторы зарабатывают в первую очередь на Интернете. У «Национальных кабельных сетей» (НКС) ARPU (средний месячный доход с абонента) по платному телевидению колеблется в районе $2,5—3, а по Интернету — $20, рассказал источник, близкий к компании. У «Комкор-ТВ», по данным MoscowCableСom, телевизионный ARPU около $10, а если абонент пользуется не только телевидением, но и Интернетом — $22. ARPU «Стрим-ТВ» по итогам I квартала 2006 г. — $22,3 (значительная часть абонентов покупает платные каналы в пакете с доступом в Интернет).

Для сравнения: американскому кабельному оператору Comcast один пользователь приносит почти $100 в месяц (а всего их 22,4 млн).

Что показывают

Сейчас абоненты большинства кабельных сетей могут смотреть около 100 каналов, в основном зарубежных, переводных. Это познавательные каналы семейства Discovery, National Geographic; детские — Jetix и Nickelodeon; новостные — Euronews, BBC, CNN, Bloomberg; музыкальные — MTV, MCM, VH, Mezzo; спортивные — Eurosport, Extrem Sport и др. Российских каналов немного: эфирные, «Рамблер-телесеть», «РБК-ТВ», «Русский экстрим», A-one, «Ретро-ТВ», «Охота и рыбалка», «Драйв», «Здоровое ТВ», «Усадьба» и др.

По оценке iKS-Consulting, российские каналы обходятся операторам в 3—5 евроцентов с абонента в месяц, иностранные — до 12 евроцентов. Крупные операторы предпочитают договариваться с правообладателями напрямую. «У нас большой опыт работы с правообладателями и хорошая абонентская база, поэтому мы работаем на вполне привлекательных условиях», — признается директор по маркетингу НКС Борис Вергун. Мелкие пользуются услугами посредников. По словам Андрея Степанова, советника гендиректора «Синтерры», которая собирается стать таким посредником, региональным операторам трудно самим договариваться с правообладателем: из-за небольшого размера абонентской базы тот либо не захочет иметь с ними дела, либо предложит контент по несоизмеримо высоким ценам.

Что покажут

Владельцы сетей и сами занялись производством каналов. Телеканал, объясняет главный продюсер компании «Новый выбор» Дарья Рыжкова, — это совокупность программ и заставок, которые производитель закупает или делает сам, а потом объединяет в единое целое. Телеканал должен вещать 365 дней в году, 18 или 24 часа в сутки, минимальный размер премьерного блока (то, что впервые показывается на этом канале) не может быть меньше 730 часов в год (потом его можно повторять).

Первой из «большой тройки» кабельного рынка производить каналы стала «Система». В активе ее медийного подразделения «Система Масс Медиа» (СММ) уже пять тематических каналов — «Ретро-ТВ», «Охота и рыбалка», «Драйв», «Здоровое ТВ», «Усадьба». Они транслируются абонентам «Стрим» по интернет-телевидению (IPTV) в Москве; региональные сети, принадлежащие СММ и работающие под брендом «Стрим-ТВ», тоже могут закупать эти каналы.

Во сколько обходится «Системе» производство, в компании не уточняют. По словам представителя «МТУ-Интел», который торгует этими каналами, разброс цифр велик: $2—10 млн в зависимости от стоимости контента. «Сейчас наши каналы убыточны, но по бизнес-плану должны выйти на окупаемость уже во второй половине будущего года», — надеется собеседник «Ведомостей». Чтобы компенсировать затраты, компания рассматривает возможность размещения рекламы. «Имеется в виду не прямая реклама в виде роликов, а «контекстная», в виде спонсирования рубрик или передач, product placement и проч., поясняет представитель «МТУ-Интел».

«Нафта-Москва» в начале года совместно с Delta Private Equity Fund также создала структуру для производства контента — уже упомянутую выше компанию «Новый выбор», которая запустила два своих канала: «Совершенно секретно» и «Парк развлечений». Инвестиции в «Новый выбор» составили несколько миллионов долларов, а их возврат планируется в течение 3—5 лет, говорит гендиректор компании Александр Камынин. Производство канала, по его словам, обходится в $0,6—2 млн. «Запуская проект по производству контента, — рассказывает Камынин, — мы понимали, что у нас уже есть потенциал для распространения каналов — абоненты НКС». Но «Новый выбор», по его словам, готов продавать свои каналы и другим операторам.

На рынке ходят устойчивые слухи, что создать компанию по производству телеканалов планирует и «Ренова-Медиа». Но директор департамента общественных связей компании Антон Сергеев их не подтверждает.

Таким образом, по крайней мере две из трех компаний, инвестировавших в кабельные активы, сейчас строят вертикально-интегрированные холдинги. «Они хотят контролировать как можно больший участок цепочки создания стоимости», — объясняет аналитик iKS-Consulting Маргарита Зобнина. По ее мнению, чтобы быть конкурентоспособными, операторам придется заключить соглашения со всеми ведущими производителями каналов и программ. А для того чтобы обеспечить себе конкурентное преимущество, предоставлять еще и эксклюзив собственного производства. В 2007 г., после завершения консолидации активов, компании сосредоточатся на маркетинге, что приведет к всплеску спроса на платное телевидение в конце 2007—2008 гг. и резкому росту доходов и прибыльности, считает она.

Информация об авторе статьи

Автор:  Анастасия Голицына

Статья получена: http://adme.ru

Случайные статьи

Зачем компании менять имя. Pенейминг — довольно распространенное явление в мировом бизнесе
Смена названия - довольно распространенное явление в мировом бизнесе. Россия - не исключение. За 15 лет существования рыночной экономики названия многих компаний стали брендами, а некоторые из органи...

Осторожно, диплом. Зачем компаниям слишком образованные сотрудники?
Марлен Манасов, гендиректор финансовой компании UBS Securities, не раз принимал на довольно рядовые должности — секретаря, ассистента, помощника — людей с дипломами МГИМО, МГУ, со знанием нескольких я...

Проблемы коммуникации: «испорченный телефон» есть почти в каждой компании
Едва ли есть человек, который бы в детстве не играл в "испорченный телефон". Смысл этой игры состоит в том, чтобы по цепочке на ухо передавать слова или фразы, получая удовольствие от того, как причуд...

Здесь не Мадлен. Формат продуктового бутика в Москве не прижился
В Москве можно продать что угодно по какой угодно цене, понял Ксавье Пинье, услышав, что в российской столице откроется гастрономический бутик Fauchon — при том что в других странах они сейчас гораздо...

Министерство информации и связи заинтересовалось тарифной политикой МТС
Вчера глава Мининформсвязи Леонид Рейман заявил, что его ведомство намерено разобраться в тарифной политике ОАО МТС. Эксперты считают, что до открытого противостояния с регулятором дело не дойдет.

 


2,2865071296692