Авто/Мото Бизнес и финансы Дом и семья Интернет Компьютеры Культура и искусство Медицина и Здоровье Наука и образование Туризм и путешествия Спорт Строительство и ремонт Дети и их родители

     Бизнес и финансы » Бизнес идеи » Без денег. Зарплаты перестали быть единственным способом удерживать сотрудников    

Без денег. Зарплаты перестали быть единственным способом удерживать сотрудников

Главная




Большинство работодателей перешли на исчисление зарплат в рублях. А сами зарплаты выросли в среднем за год на 10—18% при инфляции с января по ноябрь в 8%. Но главное изменение за минувший год состоит в том, что подавляющее большинство компаний стали предоставлять сотрудникам различные неденежные блага: от оплачиваемой медстраховки до компенсации абонементов в спортклубы.



В «Обзоре оплаты труда за 2006 г.» (июль 2006 г. к июлю 2005 г.) PwC приняли участие 64 компании: 10 российских, 14 — с участием иностранного капитала, 40 «дочек» иностранных компаний. 47% выпускают потребительские товары, 26% — производственные, 22% — фармацевтические, 16% работают в сфере услуг, 11% — высоких технологий, 9% — в нефтегазовой отрасли. В 31% компаний численность персонала — менее 150 человек, 33% — от 150 до 700, 36% — более 700. В «Обзоре российских зарплат и компенсаций за 2006—2007 гг.» E&Y (июль 2006 г. к июлю 2005 г.) приняла участие 121 компания: у 22% численность персонала превышает 1000 человек, у остальных — до 500. 24% производят потребительские товары, 13% работают в нефтегазовой отрасли, 10% — в химико-фармацевтической; информтехнологиями, телекоммуникациями и финансами занимаются по 7%. В «Обзоре заработных плат» «Анкора» (ноябрь 2006 г. к ноябрю 2005 г.) приняли участие 66 компаний, из них 20 — российские, 45 — «дочки» иностранных фирм, одно совместное предприятие. 15% респондентов «Анкора» работают в производстве, 6% заняты строительством, 45% — оптовыми продажами, 17% — розничными, 32% — товары и услуги.

У респондентов E&Y зарплаты, зафиксированные в рублях, выросли на 11—18%, в долларах — на 10—12%, , отмечает Жанна Добрицкая, партнер E&Y, руководитель подразделения консультирования по управлению персоналом. В компаниях — участниках обзора PwC размер базовых заработных плат (независимо от вида валюты. — «Ведомости») в среднем вырос на 13%, говорит Юлия Кулланда, директор PwC.

Продолжающееся падение доллара (с ноября 2005 г. по ноябрь 2006 г. он подешевел на 1,5 руб.) заставляло работодателей переходить на отечественную валюту, констатируют эксперты. Доля компаний, начисляющих зарплату в рублях, за год выросла с 48% до 56%, а в долларах — упала с 30% до 22%, делится результатами обзора E&Y Добрицкая. Растущую популярность рублевых зарплат наблюдает и Наталья Данина, руководитель направления «Обзоры заработных плат» кадрового агентства «Анкор». По ее словам, 55% респондентов их обзора начисляют зарплату в рублях (год назад было 44%). Доля тех, кто остался верен доллару, снизилась с 45% до 37%.

Но и в случае начисления зарплаты в долларах компании предпринимают меры, которые компенсируют потери сотрудников. Самая распространенная — установление внутреннего курса доллара, отмечает Добрицкая. Он выше и стабильнее, чем курс Банка России, и составляет в среднем 29,4 руб., уточняет она. Евро тоже входит в обиход. Прежде всего, это удобно для европейских компаний, работающих на территории России, так как их управленческая отчетность ведется в евро, поясняет Добрицкая. Динамика, впрочем, невысока. У «Анкора» доля компаний, начисляющих зарплату в единой европейской валюте, уже второй год подряд держится на уровне 5—6%, отмечает Данина. У E&Y — 12%, добавляет Добрицкая.

57% участников обзора E&Y повышением заработной платы старались компенсировать инфляцию, темпы которой в 2006 г. ожидаются на уровне 10%, отмечает Добрицкая. По данным Росстата, инфляция за период с января по ноябрь 2006 г. превысила 8%.

Приманка для работника

Но банальным повышением зарплаты ценного сотрудника и не привлечешь, и не удержишь, констатируют эксперты. Компании стремятся выделиться, предлагая все более разнообразный перечень льгот и компенсаций. Уже никого не удивишь добровольным медицинским страхованием. Его предлагают 89% респондентов E&Y, 88% — «Анкора». Примерно такие же результаты и у PwC. Массовый характер приобретает страхование жизни и от несчастного случая: в обзоре E&Y — это 76% компаний-участников, у PwC — более половины. В исследовании «Анкора» 33% респондентов предлагают персоналу страхование от несчастного случая, 15% — жизни. Уже нормой считается полная или частичная оплата обедов за счет работодателя. Во всех трех обзорах за 2006 г. этот показатель превышает 60%. Все больше компаний готовы предоставить сотрудникам мобильную связь и служебный транспорт. И это касается не только руководителей, утверждает Добрицкая. 79% респондентов E&Y оплачивают телефонные разговоры (частично — даже личные), а 81% — дают в пользование работнику автомобиль. У «Анкора» 94% компаний берут на себя мобильную связь, 73% — обеспечивают корпоративным транспортом (подразумевается автомобиль для личного пользования, автобусы, которые доставляют сотрудников до места работы, а также оплата ГСМ в случае использования работником собственной машины).

В уходящем году отчетливее проявились такие льготы, как оплата занятий спортом, предоставление негосударственного пенсионного страхования (позволяет сотруднику в старости иметь дополнительную пенсию, кроме государственной) и ссуд. Треть компаний — участников E&Y полностью или частично компенсируют стоимость годового абонемента в фитнес-клуб, говорит Добрицкая. В 2005 г. таких работодателей было 15%. У «Анкора» 12% компаний предоставляют «спортивные» субсидии. Доля компаний — участников E&Y, предлагающих корпоративные пенсионные планы, составляет 13%, у «Анкора» — 6%. У PwC число работодателей, внедряющих эту льготу, по сравнению с 2005 г. увеличилось вдвое. Причем она действительна для всех должностных позиций: от топ-менеджера до работника вспомогательного подразделения. 30% респондентов планирует ввести пенсионные планы в ближайший год, отмечает Кулланда из PwC. 23% компаний, принявших участие в обзоре «Анкора», предоставляют работникам ссуды, у E&Y — 17%. В 60% случаев деньги выдаются на покупку жилья, уточняет Добрицкая. По ее словам, эта льгота больше распространена в регионах, чем в Москве. Таким образом динамично развивающийся бизнес старается предотвратить отток из российской глубинки высококвалифицированных специалистов, добавляет она.

В 2006 г. эксперты E&Y впервые включили в вопросник пункт о наличии «кафетерия льгот» (предполагающего возможность выбора льгот работником в определенных рамках). Пока лишь 3% компаний имеют эту льготу. В дальнейшем она получит более широкое практическое применение в системе компенсаций и льгот, уверена Добрицкая.

Что будет

В 2007 г. едва ли можно ожидать снижения спроса на рабочие руки. А значит, не замедлятся и темпы роста зарплат. Их повышение наверняка перекроет инфляцию, т. е. будет составлять не менее 10%, прогнозирует Добрицкая. При нестабильности курса доллара увеличится число компаний, где зарплаты переведут на рубли. Наметившаяся тенденция — привязка размера бонуса к результатам работы — усилится. Так, в 2006 г. доля премии в общей структуре годового дохода составила 18—32%, год назад была вдвое меньше — 9—19%, говорится в обзоре E&Y.

В этой связи дефицит HR-специалистов, особенно топ-уровня, а также в области компенсаций и вознаграждений, станет еще острее. Низкий уровень образования в области управления персоналом делает очень дорогими тех, кто имеет опыт работы в западных коммерческих структурах. А их, по мнению Добрицкой, на московском рынке труда наберется не более двух десятков. IPO-бум будет удерживать спрос на финансистов и бухгалтеров со знанием международных стандартов финансовой отчетности и английского языка. Только за последний год спрос на них вырос на 80%, напоминает Виктория Простова, рекрутер финансового направления «Анкора».

Информация об авторе статьи

Автор:  Анастасия Дагаева. "Ведомости"

Статья получена: http://adme.ru

Случайные статьи

Командный душок. Какую опасность могут нести корпоративные тим-билдинги
Корпоративные мероприятия для создания и поддержания командного духа пользуются все возрастающим спросом у отечественных работодателей. Опыт западных компаний показывает, что далеко не всегда тим-билд...

Персональная стратегия: советы консультантa
В последнее время мы все чаще сталкиваемся с такой постановкой задачи со стороны потенциального клиента: «Разработка стратегии завершена. Как теперь успешно ее реализовать? И главное, как добиться, чт...

Телевидение станет цифровым ближе к выборам
Повсеместное внедрение технологий цифрового телевидения начнется уже в 2007 году. Такую задачу поставило перед чиновниками и телевизионщиками правительство — новое единое телевизионное пространство до...

Новое время для телерынка. В 2006 году российские телевизионные медиа стали актуальными не только в России
Уходящий год стал знаковым для телерынка — крупный российский медиахолдинг CTC Media провел первичное размещение акций (IPO) на NASDAQ. Сегодня капитализация холдинга CTC Media составляет 3,6 млрд дол...

Все дело в мебели. Как перестановкой стульев повысить эффективность труда
Многие ведущие мировые компании от Microsoft до Google зарождались в самой нетрудовой обстановке. Сегодня они лидеры бизнеса, а когда-то ютились в гаражах, жилых комнатах и подвалах. Их основателям и ...

 


0,43281388282776