Поведение американских потребителей разрушает привычные представления об электронной торговле. Все чаще жители США, заказав товар через Интернет, самостоятельно забирают его у торговцев. Отголоски этой тенденции слышны уже и в России.
Россияне покупают в интернете только «точные» товары.
Только за один месяц более 1500 (или 62% в относительном выражении) клиентов интернет-магазина американской розничной сети бытовой электроники Circuit City предпочли самостоятельно забрать свои покупки. «Мы не предполагали, что у этого явления будут такие масштабы», — говорит Фиона Диас, директор компании по маркетингу. Подобная практика появилась в компании в 1999 г. в самый разгар бума интернет-торговли. «В те дни казалось, что время обычных магазинов сочтено — все необходимое можно купить в Интернете. Над нами смеялись, когда мы предложили самостоятельно забирать товары из магазинов и со складов», — рассказывает Диас. С тех пор популярность такого вида торговли непрерывно росла, а компания совершенствовала свои внутренние процессы. В рождественский сезон 2005 г Circuit City смогла предложить покупателям «гарантию 24/24». Клиентам был обещан подарок на сумму $24, если товар, который они заказали, через 24 минуты все еще нельзя было получить в указанном ими магазине. «Только восемь из 1500 заказов не были готовы к выдаче в течение 15 минут. А из этих восьми лишь один пришлось ждать более получаса», — говорит Джеймс Робинсон, операционный директор магазина Circuit City
Подобная практика оказалась в США не только жизнеспособной, но и необычайно популярной. «Мы собираемся вплотную заняться этим направлением в ближайшие два года и улучшить качество обслуживания клиентов», — говорит Брэд Андерсон, генеральный директор Best Buy, компании — конкурента Circuit City И Фиона Диас, и Брэд Андерсон считают, что отказ от доставки популярен по нескольким причинам: за доставку нужно платить, ее необходимо дожидаться, а в случае с дорогими товарами это может быть рискованно. «Вы же не хотите, чтобы ваша новая камера, за которую вы заплатили $800, лежала на пороге и дожидалась вашего возвращения домой», — отмечает Диас.
В России к такой форме торговли отношение смешанное. «Подобная модель противоречит самой идее продаж через Интернет, — отмечает Антон Никольский, исполнительный директор Национальной ассоциации участников электронной торговли. — Ведь смысл продажи по Интернету состоит в том, чтобы получать товар, не поднимаясь с дивана». По его мнению, новая мода вряд ли получит большое распространение. «Это не более 5% рынка интернет-торговли, объем которого в России составляет $1 млрд в год. Но с этой тенденцией нельзя не считаться», — говорит Никольский.
В компании «М. Видео» об этой тенденции узнали не из газет. «Мы раздумываем над предоставлением подобной услуги, — говорит Михаил Кучмент, директор по маркетингу «М. Видео». -Но пока работа нашего интернет-магазина почти никак не связана с работой наших салонов». Главная причина, по которой клиенты интернет-магазинов России отказываются от доставки на дом, — нежелание ждать, размышляет Мария Дернина, коммерческий директор Pult.ru. Причем решение не зависит от цены или габаритов покупки.
Юрий Сергеев, продавец-консультант интернет-магазина Pult.ru, перестал удивляться, когда его клиенты отказываются от доставки на дом, а предлагают самостоятельно забрать заказ со склада. «Так поступает практически каждый 10-й клиент нашего магазина», — говорит он. Кто-то не хочет ждать, кто-то хочет проверить, посмотреть, пощупать дорогую покупку в присутствии продавца. Специально для таких клиентов Pult.ru оборудовал у себя в офисе пару демонстрационных залов, где специалисты могут показать видео- и акустическую Hi-Еnd-аппаратуру в действии. Пока такие клиенты не делают погоды — в день их бывает не более десятка, но с ними нельзя не считаться, говорит Дернина из Pult.ru. Впрочем, она не сомневается в перспективности подобного вида торговли. Ведь приехав за своим заказом в магазин или демозал, клиент сможет поближе познакомиться с ассортиментом компании или даже прикупить какие-то мелочи: наушники, шнуры или аксессуары.
Подобные случаи не единичны. К примеру, приблизительно 10% клиентов интернет-магазина детских игрушек Masic.ru предпочитают забирать покупки прямо со склада. «Думаю, так поступают те, кто вспомнил о дне рождения детей в последний момент», -шутит Леонид Тимофеев, менеджер по продажам Masic.ru, и всерьез добавляет, что специально для таких клиентов его компания содержит помимо большого склада за пределами МКАД несколько офисов в районах Москвы.
Далеко не все интернет-торговцы разделяют его оптимизм. «Это скорее исключение из правил, — говорит Денис Ширяев, директор по партнерским программам холдинга «Интернет-трейд», в который входит интернет-магазин 003. ш, предлагающий москвичам широкий ассортимент продукции — от мобильных телефонов до компьютерной техники, от мебели — до садового инвентаря. — Готов отказаться от доставки в лучшем случае один из 100 наших клиентов». В интернет-магазинах Alltime.ru (дорогие часы) и Multimag.ru (сувениры и книги) вовсе не разрешают клиентам приезжать на свои склады. «Нам не нужны лишние сложности», — говорит Наталья Родина, менеджер по продажам Multimag.ru. Не рассматривают всерьез подобную модель работы и в компании «Евросеть». «У нас интернет-продажи отдельно, торговля в салонах -отдельно», — говорит Дмитрий Дворецкий, руководитель отдела дистанционных продаж компании.
Авторы: Михаил Малыхин, Полина Михалева
Статья получена: http://adme.ru
Пиратам не дали кредитки. VISA и MasterCard отказались обслуживать сайт Allofmp3.com
Вчера стало известно, что VISA International и MasterCard Inc прекратили осуществлять платежи по кредитным картам за покупку музыки в интернете с российского сайта Allofmp3.com. По словам представител...
«Голден телеком» продолжает гонку хот-стопов. Компания может потеснить монополистов отрасли
«Голден Телеком» объявил о намерении в ближайшее время открыть в столице около 6 тыс. хот-спотов, многие из которых будут запущены в коммерческую эксплуатацию уже в начале следующего года. По мнению а...
Неразговорчивые сайты. Управляющие не делятся информацией о себе в интернете
Несмотря на охватившую россиян пифоманию и бурное развитие рынка коллективных инвестиций, не все управляющие готовы делиться информацией о своих компаниях на корпоративных веб-сайтах. Треть управляющи...
Домены без прав. Депутаты не хотят признавать авторское право на доменные имена
Не считать доменные имена объектом интеллектуальной собственности и сохранить текущее положение дел предлагают компании, занимающиеся регистрацией доменов в российском Интернете. Вчера инициативная гр...
Бизнес на дружелюбии. Опыт компании Jajah, планирующей стать компанией № 1 в телекоммуникациях
Созданная немногим более года назад двумя австрийцами компания Jajah предоставляет удобные услуги дешевой телефонной связи через Интернет. Каждый месяц количество людей, ими пользующихся, удваивается ...