Авто/Мото Бизнес и финансы Дом и семья Интернет Компьютеры Культура и искусство Медицина и Здоровье Наука и образование Туризм и путешествия Спорт Строительство и ремонт Дети и их родители

     Бизнес и финансы » Маркетинг » Читайте ушами. Российский рынок аудиокниг стремительно развивается    

Читайте ушами. Российский рынок аудиокниг стремительно развивается

Главная




Российский рынок аудиокниг стремительно развивается. Люди пока воспринимают слова, написанные на бумаге, но все больше попадают под обаяние звучащего слова.

Рынок аудиокниг в России — сказочный младенец, который растет не по дням, а по часам. Примерно в эти дни ребеночку исполняется 4 года. Компании, выпускающие аудиокниги, годовщину рассчитывают очень просто: где-то к середине 2002-го аудиоаппаратуры, поддерживающей формат mp3, в России оказалось вполне достаточно для того, чтобы выпуск mp3-книг стал рентабельным. Ведь формат, сжимающий файлы, позволил записать на один диск целую книгу (объемом примерно в 400 страниц и 13 часов звучания), а не разбивать ее на 10—12 CD. Сегодня цена на mp3-книжку колеблется от 100 до 200 рублей.

Второе событие, подстегнувшее рынок аудиокниг, случилось 31 января 2006 года. Именно в этот день на своей ежегодной пресс-конференции Владимир Путин отметил, что аудиолитература — “очень хорошая форма” познания и что сам он слушает “Курс русской истории” Василия Ключевского. Покупатели среагировали мгновенно. Продажи аудиокниг с лекциями Ключевского резко поползли вверх, за февраль-март был продан годовой тираж (1000 экземпляров), однако и сейчас по версии интернет-магазина Ozon.ru Ключевский входит в первую десятку самых продаваемых аудиокниг. “Ключевский потянул за собой Карамзина и Соловьева, их тоже стали покупать гораздо активнее, — радуется руководитель проекта "Аудиокнига" издательства "Ардис" Василий Лядов. — Лучше Путина нас никто не пиарил!”

Но продается не только Ключевский. Сейчас изданы около двух тысяч названий “говорящих книг” (4 года назад была примерно сотня). Среди них мировая классика, современные бестселлеры, детские аудиоспектакли, деловая литература. Большим спросом пользуются двуязычные и англоязычные диски, записанные носителями языка: многомесячный бестселлер издательства “Сидиком” — рассказы О. Генри по-английски, “Ардиса” — “Алиса в Стране чудес”.

И все же еще охотнее покупают русскую классику: “Двенадцать стульев” и рассказы Чехова за последние 3 года переиздавались компанией “Ардис” 6 раз, а “Мертвые души” — 7. После выхода телесериалов повышенным спросом пользуются “Золотой теленок”, “Поэмы и стихи” Есенина, “Доктор Живаго” и, конечно, “Мастер и Маргарита”, причем каждая компания предлагает собственную аудиоверсию романа Булгакова. Издательский дом “Союз”, например, недавно записав “Мастера и Маргариту” наново, выпустил ее на 14 дисках в упаковке, имитирующей переплет ручной работы (цена 1500—2000 руб.). “Мы записали книгу на компакт-диски, так как предполагали, что ее будут слушать в дорогих машинах, магнитолы которых не поддерживают mp3. Запад недолюбливает этот формат из-за неидеального качества звука”, — поясняет президент “Союза” Владимир Воробьев. Очевидно, что попытка выделить среди аудиокниг самые престижные восходит к традиции печатных эксклюзивных изданий в коже и золоте.

Главные покупатели “говорящих книг” — молодые люди: возраст 40% слушателей колеблется от 25 до 35 лет (исследование компании iRiver). Это далеко не только водители, коротающие под Булгакова время в пробках, — их среди потребителей всего четверть. Остальные слушают аудиокниги дома, на отдыхе, беговой дорожке (52%), в метро (35%), на работе (23%). Ритм жизни все убыстряется, и людям действительно некогда читать. “Изменившаяся психология потребления и технологическая революция совпали и привели вот к этой внезапной перемене в истории мировой культуры, к популярности аудиокниги”, — отмечает Кирилл Красильников, руководитель проекта “Аудиокнига” компании “Сидиком”. Что же касается прогнозов, то, скажем, писатель Дмитрий Быков, недавно выпустивший в формате аудиокниги свой роман “Эвакуатор”, считает, что рынок, безусловно, будет расти и дальше, но никогда не догонит печатный. Причина: с помощью аудиокниги можно составить лишь беглое представление о произведении — чтобы его действительно понять, необходимы визуальные впечатления, ведь важно “само графическое расположение текста”. При этом для литераторов опыт выхода их книг на аудионосителе полезен чрезвычайно. “Когда начитываешь книгу, испытываешь глубокое сожаление по поводу собственного многословия, — говорит Быков. — И тут же понимаешь, насколько более сжато и точно нужно писать”.

ИСТОРИЯ АУДИОКНИГ

1931 — Конгресс США утверждает программу “Книги для слепых” — для поддержки слабовидящих.

1932 — американский Фонд слепых выпускает первые “говорящие книги”, распространяет их бесплатно.

1952 — в США выходит первая коммерческая аудиокнига “Детское Рождество в Уэльсе”, прочитанная автором Диланом Томасом. Запись продается на аудиокассете.

1961 — под эгидой Всесоюзного общества слепых начинается работа по созданию аудиокниг в СССР.

В настоящий момент Общество располагает 9000 аудиокниг, доступных только его членам.

1975 — в автомобилях появляются магнитолы.

1979 — компания Recorded Books впервые привлекает к записи аудио-

книг профессиональных актеров.

1980-е, середина — западные издатели начинают покупать права не только на печатную публикацию, но и на аудиоверсию книги. Это становится повсеместной практикой: сегодня при многих крупных издательствах существует отдел аудиозаписи.

1987 — образована профессиональная Ассоциация аудиоиздателей (Audio Publishers Association).

2002 — аудиокниги все чаще выходят одновременно с печатной версией.

2006 — оборот мирового рынка аудиокниг составляет $800—850 млн (данные агентства Piper Jaffray). Сам рынок оценивается в 2 миллиарда долларов.

2006, июль — оборот российского рынка аудиокниг $7—8 млн (данные издательства “Ардис”).

Информация об авторе статьи

Автор:  Майя Кучерская

Статья получена: http://adme.ru

Случайные статьи

Мак-стиль. Macintosh представил собственную манеру одеваться и начал рекламироваться в журналах
Потертые голубые джинсы и черная водолазка Стива Джобса давно уже стали частью легенды Apple, однако время не стоит на месте — и вместе с новой рекламной кампанией Купертино (да, «Get a Mac») в мире M...

Эпатажный журнал Shok начинает агрессивную мобильную кампанию
Издательский концерн Hachette Filipacchi тестирует новую мобильную стратегию для одного из самых ярких продуктов на журнальном рынке США — нового журнала Shock (www.shocku.com/lemag/), прибежища фотог...

«Тошниловка» не пройдёт. Потребители стали избирательнее на рынке замороженных полуфабрикатов
Маркетологи заметили интересную тенденцию на рынке замороженных полуфабрикатов — потребителю все менее нравится то, что в народе называется «тошниловкой». Между тем спрос на качественную продукцию ост...

Русские книги в ближнем зарубежье. Чем торгуют книгопродавцы в Казахстане?
Сетевой формат розничной торговли обладает сильными конкурентными преимуществами: широкий ассортимент за счет больших торговых площадей, возможность снижения цен благодаря объему закупок, централизаци...

Брендовое будущее российской фарминдустрии — это возможно?
С биатлонисткой Ольгой Пылевой случилось то, чего, наверное, боится любой профессиональный спортсмен. 17 февраля 2006 г. во время зимней Олимпиады в Турине, на которой Пылева уже выиграла серебряную м...

 


2,5493969917297