Авто/Мото Бизнес и финансы Дом и семья Интернет Компьютеры Культура и искусство Медицина и Здоровье Наука и образование Туризм и путешествия Спорт Строительство и ремонт Дети и их родители

     Дети и их родители » Семейная психология » Почти все дети любят животных. А ваш?    

Почти все дети любят животных. А ваш?

Главная




— Мама, разреши мне завести собаку! Обещаю, что сама буду выводить ее гулять, убирать за ней, купать и кормить! — уговаривала Ева.
— Но, доченька! Собака на четвертом этаже, без лифта... Мы будем мучиться с ней, а она с нами. Больше всего достанется бабушке.
— Но я же обещаю все делать сама!
— Верю в твою искренность, но слишком хорошо тебя знаю: с выполнением обещаний у тебя туговато. К тому же у нас небольшая квартира, а собаке нужен простор.
— Ну, разреши хотя бы кота,— не сдавалась Ева.— Правда, я так хотела собаку, но ведь кошки тоже очень хорошенькие. У них такая пушистая шерсть...
— К сожалению, и с кошками много забот. Нужно все время менять песок, они царапают мебель, а когда линяют, повсюду остается шерсть.
— Ну а хомяка?
— От хомяка пахнет за километр!
— Совсем нет, мама. У Юрека их целых два, и неприятного запаха нет. Родители ему позволили...
— Его родители позволили, а я не могу.
— Почему ты такая жестокая, мама? Животные доставляют столько радости! А сколько интересного можно узнать об их жизни, если каждый день наблюдать за ними! Ты ведь знаешь, что я хочу стать зоологом и должна готовиться к будущей работе. А ты не хочешь разрешить мне завести хоть какое-нибудь живое существо, пусть самое маленькое, например попугайчика или рыбок...

***
Почти все дети любят животных, интересуются их жизнью, привычками. Интерес к зоологии особенно проявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Дети, воспитывающиеся в городе, имеют ограниченные возможности для общения с животными, однако многие ребята очень хотят иметь их у себя дома. Подобное желание порой бывает предметом конфликтов между ребенком и родителями. А более настойчивые дети иногда ставят родителей перед свершившимся фактом: приводят домой беспризорное животное или покупают на свои сбережения, например, котенка, щенка.

В стремлении приобрести домашнее животное проявляется желание ребенка о ком-то заботиться, опекать слабое, зависимое от него существо. Эту склонность проявляют чаще всего единственные в семье дети, о которых взрослые чрезмерно заботятся. Излишек внимания к себе (своеобразная нагрузка) дети как бы переносят на полюбившееся им животное.

Желание иметь домашнее животное часто возникает у ребенка в тех семьях, где родители, проявляя большую любовь к своему единственному ребенку, удовлетворяют все его потребности, но лишают одной из самых главных — частого общения с ним. Для тесного контакта с ребенком у них не хватает времени. Домашнее животное как бы заменяет этим детям общение с людьми во время долгих часов вынужденного одиночества.

Интерес к жизни животных, проявляется ли он в практической или теоретической познавательной форме, носит положительный характер. Проявление такого интереса у ребенка всегда должно радовать родителей.

Однако дети, любящие покой и удобства, эгоистически настроенные, очень редко предлагают приобрести домашнее животное. Это делают в основном дети впечатлительные, активные, у которых наблюдается желание заботиться о ком-то. Конечно, перспектива приобретения домашнего животного связана у ребенка, прежде всего с чувством удовольствия, а не с выполнением обязанностей.

У большинства детей интерес к зоологии связан с развитием, имеет временный, переходный характер. У некоторых детей эти интересы закрепляются, становятся постоянными и оказывают влияние на выбор профессии. Родители, заметив у своего ребенка интерес к зоологии, должны очень серьезно отнестись к этому стремлению независимо от его постоянства. Здесь очень" опасно обидеть ребенка и запугать трудностями. Было бы неправильно в разговоре о привязанности к животным убеждать ребенка: «Вырастешь — надоест!» или «Все проходят через это так же, как все болеют ветрянкой». И все же придавать этим интересам слишком большое, чрезмерное значение тоже не следует.

Только в двух случаях, на наш взгляд, родители должны обратить особое внимание на отношение детей к насекомым и животным. Иногда малыш одного — трех лет пугается даже мухи и убегает от окна, возле которого она жужжит. Со временем страх перед мухой проходит, но возникает, например, перед кошкой, собакой. Нередко собак боятся и подростки, тщательно скрывая это от всех окружающих, так как стыдятся проявления этого чувства.

Приведем пример. У Маргариты была подруга, которая жила в небольшом поселке. Это был тихий район, с небольшим движением. Соседи подруги часто выпускали во двор собаку — коричневую таксу, добродушного старого пса, который не только не кусался, но и редко лаял. Его можно было спокойно выпускать во двор без присмотра, потому что все знали: собака никого не обидит. Нагулявшись, пес ложился у подъезда дома в ожидании хозяев. Увидев пса, Маргарита всегда останавливалась: она боялась пройти мимо него к лестнице. Девочка ждала момента, пока появится кто-нибудь из взрослых, с кем она могла бы спокойно войти в подъезд. Она могла так ждать очень долго, прохаживаясь по тротуару около дома. Пес спокойно поглядывал на девочку, а она смотрела на него, но пройти мимо не отваживалась. Маргарита стыдилась признаться кому-либо, что боится кроткого пса, который па нее даже не лаял.

А причина страха заключалась в ранее пережитом событии. Когда девочке было два года, чужая собака, которой она дружелюбно помахала рукой, выскочила из конуры и больно ее укусила. Укус был неопасный, по страх перед собаками остался на много лет. Да и потом не совсем прошел: Маргарита опасалась даже тех собак, которых хорошо знала.

Избегают собак в основном дети, вообще склонные к пугливости (иногда граничащей с неврозом). Эти дети в основном всегда чего-то боятся, только с годами меняются объекты их боязни. Если ребенок пугается домашних животных, его следует приучать к общению с ними лучше всего в домашних условиях.

Родителям необходимо преодолеть пугливость ребенка. Но для этого надо знать ее источники. Сигналом, позволяющим обнаружить такие наклонности, часто является сильная реакция ребенка при виде животного. Иногда причиной такого явления могут быть сны, в которых выступают «страшные» звери, вызывающие у ребенка страх. Констатация тревожной реакции должна привести к анализу вопроса: каковы причины и что следует предпринять, чтобы изменить или хотя бы ослабить подобную реакцию ребенка?

Пугливость возникает обычно у детей со слабой нервной системой, неустойчивой к воздействию сильных раздражителей. Ее появлению способствуют негативные переживания и испытания, часто совершенно случайные, которые порой трудно заметить и тем более предвидеть. В случае с Маргаритой таким переживанием был укус собаки. Родители об этом знали, но не придали значения последствиям. Появлению пугливости способствуют также неправильные воспитательные методы: запугивание ребенка, применение в воспитании слишком суровых методов, в частности физических наказаний. Пугливость возникает и тогда, когда ребенок находится в слишком трудных для него условиях, в которых к нему предъявляются требования, превышающие его возможности. Неблагоприятная семейная атмосфера, конфликты между родителями, распад, семьи также способствуют появлению пугливости. Она может развиваться и при «тепличном» воспитании, когда ребенок изолируется от всяких трудностей, вследствие чего у него не вырабатывается способность к сопротивляемости, к противодействию.

Однако родителям следует беспокоиться и в том случае, если у ребенка наблюдается совершенно иное, безбоязненное, но жестокое отношение к животным и насекомым. Некоторые дети пытаются мучать их, иногда издеваются над ними. Они могут оборвать крылья мухам, лапы лягушкам, завязать глаза кошке и следить за ее поведением, с удовольствием наблюдать, как кошка «играет» с пойманной, но еще живой мышью или как дерутся кошка с собакой.

Такое отношение детей к животным и насекомым, даже если в основе его лежит любопытство (например, как поведет себя кошка, если завязать ей глаза), свидетельствует о жестокости, часто об отсутствии моральных качеств, а иногда и об агрессивности. Проявляясь в сильной степени, такая наклонность может представлять собой патологическое явление. В подобных случаях родителям необходимо обратиться за советом к психологу и даже к врачу-психиатру. Конечно, не нужно любому поступку ребенка придавать чрезмерное значение. Маленькие дети часто мучают животных, не понимая того, что причиняют им боль, например, гладят кошку против шерсти или душат цыплят, проявляя чрезмерную к ним «любовь».

Маленький ребенок еще не способен вникнуть в ощущения окружающих, он не умеет предвидеть последствий своего поведения. У детей постарше отношение к животным часто проявляется в виде поддразнивания, шутки, забавы.

В жизни современных детей животные играют, казалось бы, небольшую роль. Однако родителям следует обращать серьезное внимание па отношение их детей к животным и насекомым.

Информация об авторе статьи

Информация получена с сайта Kinder.com.ua

Случайные статьи

“И за что я тебя полюбила?..”, или метапрограммы в семье
Метапрограммы представляют собой фильтры восприятия действительности, которые спасают нас от огромного потока информации, поступающего к нам из внешнего мира. Ведь наше сознательное внимание ограничен...

Что меняется со свадьбой?
Мне кажется, что хорошим эпиграфом к этой статье является анекдот, который я недавно где-то прочла. Корреспондент спрашивает у столетнего дедушки, в чем секрет его долгожительства. Тот отвечает: "Секр...

Родительская школа
Дети – очень дорогие для нас существа, и, будучи родителем, мы принимаем на себя ту или иную часть беспокойства и ответственности за их жизнь. Поэтому, когда малыш приходит к нам в слезах из-за того, ...

Дети и семейные конфликты.
В каждой семье -- большой или маленькой, только что созданной или "со стажем", счастливой или не очень -- всегда есть что-то, что является общим для каждой из них, и что-то индивидуальное. Общее, напр...

Психология жертвы
Страх – это самое главное чувство потенциальной жертвы. Из биологии нам известно, что каждый организм по-своему реагирует на страх. Олень замирает. Рак-отшельник наглухо захлопывает свою раковину. Хам...

 


1,6620509624481