Авто/Мото Бизнес и финансы Дом и семья Интернет Компьютеры Культура и искусство Медицина и Здоровье Наука и образование Туризм и путешествия Спорт Строительство и ремонт Дети и их родители

     Дети и их родители » Воспитание в школе и дома » Работа с песочницей    

Работа с песочницей

Главная




Можно было выделить работу с песочницей как отдельный этюд, как часть терапии искусством или же как метод работы с детьми. Часто психотерапевты используют этот метод только при работе с детьми, но, обращаясь к собственному опыту, кажется важным описать эту работу безотносительно детей, так как для взрослых работа с песком открывает множество тайн и дает возможность обращаться к внутренней силе и творческому потенциалу.


Заходя в комнату с песочницей, дотрагиваясь до песка и позволяя рукам играть с ним, перебирать, разговаривать с ним и слушать его, как будто попадаешь в волшебную страну, где внутренний мир становится реальностью, которую можно пощупать. Стоит только вспомнить с каким удовольствием не только дети, но и взрослые зарываются в песок на пляже, строят замки и целые миры из песка! Само ощущение песка в руках, крохотных крупинок, которые отражают наше экзистенциальное одиночество в этом огромном мире с одной стороны, и целостности со всем миром с другой, вызывает самые разнообразные чувства. Поэтому комната с песочницей становится совершенно особенным местом, причем не только для клиентов, но и для терапевтов.


Принцип терапии песком предложил еще К. Юнг, но песочная терапия претерпевала изменения в зависимости от того кто пытался ее использовать. В зависимости от направления психотерапии, песочная терапия описывается различными терминами. Например, Кавфф делает акцент на Эго и утверждает, что "игра с песком предоставляет возможность избавится от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме, в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики". Мариол Вебер и Рейчел Наоми Ремен делают акцент на целостности, которая достигается с помощью песка. Они утверждают, что "здесь происходит выражение и слияние нашего мышления, тела, духа и чувств. И получившаяся картина имеет свой смысл на каждом из этих уровней. Нет сомнения, что в этой целостности и заключается исцеление. Получается, что в самом средоточии боли, сквозь страдание и страх, проявляется лежащая в основе человека целостность, и это приносит исцеление".


Также различается не только понимание смысла песочной терапии, но и процесс работы с песком. Например, для экзистенциально-гуманистических психологов, наиболее важными задачами являются присутствие при процессе знакомства человека со своим миром, помощь ему в открытие этого мира, безоценочночное отношение к процессу и результату, и, следовательно, избегание интерпретаций. Единственное, через что может узнать психолог о том, что создал клиент - это эмпатия и, конечно, сам клиент. Аналитические же консультанты обращают внимание на то, где какие фигурки расположены, в каком порядке выставляются, как стоят. Например, левая часть песочницы символизирует процессы, желания, события уже прожитые, эмоционально-чувственную сферу жизни. Центральная часть - актуальное настоящее, а правая - будущее. Фигурки и объекты, смещенные вверх позволяют говорить о фантазиях, надеждах, ассоциациях. То, что находится в нижней части отражает сферу реальной деятельности, а центр описывает процессы, связанные с Эго. Также придается значение закопанным фигуркам, ландшафту.


Что остается единым для всех школ и направлений, так это песок, игрушки и признание того, что в процессе песочной терапии происходит таинство обращения человека к самому себе. И, если мы говорим о таинстве, то и обстановка вокруг должна быть соответствующей. Конечно, необходим ящик с песком. Классически это прямоугольник, внутренние размеры которого 28,5 дюйма на 17 и 3/4 дюйма, а внешние - 30 на 21 и 1/4 дюйма. Снаружи песочница цвета дерева, а внутри покрашена синим, что имитирует цвет воды и заполнена просеянным, промытым песком наполовину. Но это классический вариант, который может изменяться в зависимости от обстоятельств и потребностей.
Что еще является необходимым - это миниатюрные игрушки для песочницы. Эти игрушки должны быть очень разнообразны и позволять обращаться ко всем сторонам жизни. Игрушки располагаются на полках так, чтобы каждая была видна. Расставлять их можно в определенном порядке, но порядок не должен быть слишком жестким, т.к. человек, использующий игрушки должен чувствовать себя свободно.

Можно выделить несколько категорий предметов: