Авто/Мото Бизнес и финансы Дом и семья Интернет Компьютеры Культура и искусство Медицина и Здоровье Наука и образование Туризм и путешествия Спорт Строительство и ремонт Дети и их родители

     Дети и их родители » Развивающие игры и игрушки » Первые игрушки    

Первые игрушки

Главная




Игра - неизменный спутник детства. Как увлекает она ребенка, сколько приносит радости и удовольствия, как укрепляет физические силы малыша, развивает его движения, мышцы, улучшает жизнедеятельность его организма.

Игра способствует умственному развитию ребенка, наполняет его жизнь интересной, содержательной деятельностью. Играя, малыш познает окружающий мир людей и предметов, делает свои первые «открытия». В игре он чувствует себя свободно, непринужденно. Игра развивает самостоятельность, организует поведение ребенка, формирует его волевые качества.

Чтобы игра приносила пользу ребенку, нужно создать необходимые условия для его игры и обеспечить его игрушками, соответствующими возрасту.

Если у ребенка нет необходимых игрушек, то он или капризничает и просится на руки, или находит себе другое занятие — сосет палец, берет в рот пеленку и т. д. Это может войти в привычку и отрицательно сказаться на общем развитии малыша.

С первых дней жизни приучайте ребенка во время бодрствования некоторое время обходиться без вас. С этого начинается формирование зачатков самостоятельности, стремления к полезной деятельности. Умение занять себя способствует выработке эмоционально-психической уравновешенности. Малышу необходимы игрушки, которые побуждали бы его к действию. Правда, первые действия малыша с игрушкой трудно назвать игрой. Это-всего лишь манипулирование с предметами. Ведь в его действиях с игрушкой еще нет целенаправленности, характерной для игры ребенка-дошкольника. Пока малыш только манипулирует игрушкой независимо от ее назначения — хватает, бросает, стучит, берет в рот и т. д.

На протяжении первого года жизни, по мере того как ребенок развивается, приобретает опыт, меняется и характер его игры. Если до 6—7 мес. его действия с предметами не содержали в себе определенной целенаправленности, то уже в 9—10 мес. игра становится более определенной и во многом зависит от характера самой игрушки. (Пытается складывать в коробку колесики от пирамидки, катать мяч.)

Игрушка — постоянный спутник игр малыша, источник его радости. Игрушки привлекают его своей яркой окраской, звучанием. Они радуют его и возможностью с ними действовать: размахивать, стучать, бросать, закрывать, открывать, надевать, снимать, нанизывать и т. д. И сколько удовольствия получает ребенок от этих действий! Ведь все это он делает сам!

Игрушки, разнообразные по форме, окраске, звучанию, сделанные из разного материала, развивают малыша. Одни игрушки, такие, как мячи, шары, способствуют повышению двигательной активности ребенка (укатился мяч — придется ползти за ним, потянуться, чтобы достать его, напрячь мышцы рук, ног, туловища). Такие игрушки, как башенки, матрешки, коробки с крышками, развивают внимание ребенка, его память, сообразительность, совершенствуют координацию движений рук.

Игрушки, изображающие животных, птиц, людей, так называемые образные игрушки, полезны для развития мышления, речи, воображения ребенка. Сначала ребенок учится узнавать их, потом находить среди других. На ваши вопросы: «Где кукла Катя?», «Где собачка?» — малыш будет вначале отыскивать их взглядом, позднее покажет, а потом и принесет, выполняя вашу просьбу. Со временем малыш будет подражать звукам, свойственным изображенным животным, птицам. Он с готовностью выполнит вашу просьбу «помяукает», как кошка, «полает», как собачка, и т. д. Позднее он научится, и называть игрушки.

Действуя с предметами, малыш знакомится с их свойствами: формой, цветом, величиной, узнает, что одни игрушки твердые, другие — мягкие, гибкие и т. д. Таким образом, игрушки имеют большое значение в жизни малыша, в его знакомстве с миром предметов, с их свойствами и качествами.

Естественно, что у вас возникают вопросы, какие малышу нужны игрушки и сколько их должно быть?

В магазине у вас разбегаются глаза! Вам хочется купить своему любимцу и одну, и другую, и третью игрушку. На прилавке их так много — ярких, разнообразных!

Но не торопитесь! Давайте подумаем, какие игрушки нужны ребенку 1—2 мес. В этом возрасте игрушка нужна ему для того, чтобы учиться сосредоточивать свой взгляд на предмете, рассматривать его. Купите ему несколько погремушек, разных по форме, цвету и звучанию (ярких шариков, пестрого попугая, желтого утенка, довольно крупных по размеру). Подвесьте одну к кроватке, другую — к коляске на расстоянии 60—70 см над грудью малыша. Игрушка должна висеть прямо перед его глазами, а не в стороне, чтобы у малыша при рассматривании игрушки не развилось косоглазие.

За яркой игрушкой, которую изредка надо перемещать, малыш будет следить взором, а потом научится сосредоточивать на ней свой взгляд, когда она неподвижно висит перед ним. Это развивает зрительное восприятие ребенка.

Вашему малышу исполнилось 3 мес. Теперь он может некоторое время заниматься висящей над его грудью игрушкой. Значит, игрушку надо подвесить так, чтобы малыш смог ее достать: на расстоянии 25—30 см. Взмахивая ручками, он наталкивается на игрушку и учится ее схватывать.

Какие игрушки теперь необходимы вашему малышу? Конечно, те, которые удобны для схватывания: погремушки в виде колец с шариками, разноцветные колокольчики, Случайно натолкнувшись на такую игрушку, ребенок иногда захватит ее, ощупает и снова отпустит. А удержать игрушку в руках ему пока еще трудно. Но малыш с интересом следит за игрушкой, прислушивается к ее звучанию. Поэтому хорошо, чтобы в его распоряжении были игрушки, звучащие по-разному. Он и головку повернет в сторону звучащей игрушки.

Еще «повзрослел» ваш малыш: ему уже 5 мес.! Его руки становятся более послушными: он пытается взять и удержать игрушку. В этом возрасте ребенку нужны такие игрушки, которые ему легче брать. Это могут быть пластмассовые или резиновые погремушки с удобной ручкой или на кольце. Положите в кроватку малыша 2— 3 такие игрушки, сначала — с одной стороны от малыша, потом — с другой. Ребенок будет тянуться к игрушке, пытаясь ее взять. А подвешенную игрушку уберите, чтобы она не отвлекала его. Чтобы достать игрушку, расположенную сбоку, он пытается не только повернуться на бок, но и перевернуться на живот. И это, конечно, полезно для развития его движений и укрепления мышц.

Научившись брать игрушку в руки, малыш теперь может дольше с ней заниматься сам. Он будет рассматривать ее, перекладывать из одной руки в другую, ощупывать ее, размахивать. Все это совершенствует движения его рук.

Действия с игрушкой не только занимают малыша, но и поддерживают у него деятельное, бодрое настроение. Наигравшись, он спокойно засыпает, а, хорошо поспав, с аппетитом ест.

У 6-месячного ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: к взрослым, детям, предметам, игрушкам. Он старается приблизиться к игрушке, которая отдалена от него, делает попытки к ней подползти. Создайте ему для этого соответствующие условия. В этом возрасте малышу понадобятся игрушки, разные по тяжести, устойчивости и форме. Купите ему разноцветные мячи, шарики, деревянные грибки, матрешки. Конечно, сразу все игрушки не давайте ребенку, чтобы его внимание не рассеивалось. Пусть будет в его распоряжении не больше 4 игрушек. Положите их в манеж на некотором расстоянии от ребенка. Увидев игрушки, он захочет достать их, будет делать попытки подползти к ним. Это доставит ему не только удовольствие, но и принесет пользу, он скорее научится ползать. Если вы заметили, что малыш больше не занимается игрушками, которые вы ему дали, замените их другими.

Шести-семимесячный ребенок со всеми игрушками действует одинаково. Взяв игрушку в руки, он рассматривает ее, размахивает ею, прислушиваясь к ее звучанию, перекладывает из руки в руку, стучит о край своей кроватки, манежа или по другой игрушке, иногда берет игрушку в рот. Эти действия целиком поглощают его, доставляют ему удовольствие, он может много раз их повторять. По-другому действовать игрушками он еще не может, даже если вы ему это покажете.

К 8 мес. малыш умеет уже сидеть и на время игры можно спустить его на пол. Постелите на полу чистый коврик или одеяло и дайте игрушки. Ребенок уже после 8 мес. начинает различать некоторые свойства предметов и действует с игрушками по-разному. Так, например, резиновые игрушки — эластичные и гибкие — он сжимает, прислушивается к их звучанию. Малышу все это интересно; разные звуки, которые он слышит, доставляют ему удовольствие.

Вы не раз замечали, как ребенок выбрасывает игрушки из манежа или кроватки и с интересом наблюдает за их падением, прислушивается к звукам, которые они при этом издают. Вы уже устали поднимать и подавать ему игрушки с пола, а он все снова и снова продолжает эту увлекательную игру. Для него это не баловство, а игра, и довольно содержательная: он наблюдает за падением предмета и вашими действиями, вслушивается в звук падающей игрушки.

Но не все игрушки «сами» раскрывают ребенку свои свойства, поэтому малыша нужно с ними познакомить. Если вы не научите его соответствующим действиям (игровым), то он будет играть очень примитивно — стучать, размахивать, брать в рот. И конечно, такая игра не принесет никакой пользы для его развития. К этому времени у ребенка формируется умение действовать обеими руками одновременно. Поэтому целесообразно после 9 мес. подобрать ему такие игрушки, которые бы он мог открывать и закрывать, вынимать и надевать. Это могут быть матрешки, коробочки с крышками, колечко с палочкой, мисочка с шариками.

Но, прежде чем дать игрушку в руки ребенку, надо ее «обыграть» с ребенком, показав, как можно с ней играть.

Выберите время, подходящее для игры, когда ребенок накормлен, спокоен, когда в комнате, где он играет, тихо. Это важно для того, чтобы он мог сосредоточиться на действии с игрушкой и лучше воспринять ваш показ и пояснения. Сядьте рядом с малышом, уберите все лишнее, что может отвлечь его внимание. Игрушку поставьте на стол перед малышом. Назовите игрушку: «Это — матрешка» или «Это — палочка, а это — колечко». Не торопясь, покажите действие с игрушкой, например как надеть колечко на палочку. Скажите: «Надену колечко!» Ваши слова мобилизуют внимание ребенка. Без этого малышу трудно воспринять и повторить действие. Ведь он только учится понимать смысл ваших слов! Снимите колечко и покажите еще 2—3 раза, как надо надевать колечко на палочку. Затем скажите малышу. «Сейчас будем играть. Наденем колечко на палочку!» Слова сопровождаете действием: берете колечко и надеваете его на палочку рукой ребенка, придерживая палочку. (У колечка отверстие должно быть большим, иначе ребенку трудно справиться с нелегкой для него задачей.)

Похвалите малыша: «Молодец, надел колечко на палочку!» Он доволен и тем, что надел колечко, и тем, что его похвалили.

Игру можно повторить несколько раз. С каждым разом движения рук ребенка становятся точнее, и, наконец, он уже пытается обойтись без вашей помощи. Когда вы увидите, что малыш научился надевать колечко на палочку и снимать его довольно легко, тогда дайте ему эту игрушку для самостоятельной игры. Малыш будет много раз надевать и снимать колечко, игра доставит ему удовольствие и будет способствовать развитию его внимания, сообразительности, координации движений рук.

Через некоторое время замените колечко на другое по цвету (новизна продлит интерес ребенка к действию), а затем дайте ему еще 1—2 колечка, и он снова будет их нанизывать на палочку.

Но с одной игрушкой ребенку наскучит играть, поэтому дайте ему еще 2—3 игрушки, с которыми он уже знаком, например петуха, птичку и мячик. Не надо давать одновременно много игрушек, так как большое количество игрушек рассеивает внимание малыша, воспитывает к ним небрежное отношение.

Чтобы игрушки приносили пользу, они должны быть разнообразными по своему назначению. Нецелесообразно, например, класть в манеж 3—4 однотипные игрушки — только звучащие или только побуждающие к двигательной активности. Если нанизывание кольца на палочку способствует развитию сосредоточенности и внимания ребенка, то другая игрушка должна развивать подвижность (мяч, шар), третья игрушка может быть звучащей, развивающей его слуховое восприятие. Дайте и образную игрушку — собачку, кошку, птичку.

В течение одного бодрствования 3—4 игрушки, которые вы ему дали, можно заменить на 3—4 другие, подобранные по тому же принципу, с учетом их разностороннего влияния на развитие малыша.

Новые игрушки можно предложить малышу только тогда, когда он освоил предыдущие.

Для маленького не так-то легко научиться открывать и закрывать матрешку или коробочку. Ведь он должен соотнести обе части игрушки — верх и низ матрешки, крышку и коробочку, их положение в пространстве. А сколько требуется от него усилий и сообразительности, чтобы сложить матрешку или закрыть коробочку!

Покажите ему несколько раз, как открыть коробку и закрыть ее, сопровождая свои действия словами: «Открою коробочку, а теперь закрою». А потом вместе с малышом откройте ее и закройте. Как ему нравится это! Он не замечает вашей помощи, у него создается видимость самостоятельности в действиях. И теперь он уже попытается сам открыть коробочку, и если крышка ее не очень туго пригнана, то он без усилий откроет ее. Похвалите его за такую удачу: «Молодец, открыл коробочку!» А вот закрыть коробочку оказывается гораздо труднее. Ручки еще плохо слушаются малыша. Снова требуется ваша помощь.

Не успели вы оглянуться, а он опять открыл коробочку и снова пытается ее закрыть. Помогите ему. Это нужно для того, чтобы у ребенка не пропал интерес к действию, чтобы он получил удовлетворение от игры, от результата, которого так упорно добивается. Если малыш уже хорошо научился закрывать коробочку, но почему-то вдруг ему это не удается, то не торопитесь ему помочь, пусть сделает несколько самостоятельных попыток, проявит настойчивость. Ведь в этом, казалось бы, при небольшом усилии проявляются первые ростки волевых качеств малыша. Одобрите его, как только он добьется результата. Если вы заметили, что с какой-то игрушкой ребенок не играет, уберите ее на некоторое время. А потом, когда вы снова дадите ее, малыш обрадуется ей как новой.

Ребенку интересно, если к имеющимся в его распоряжении игрушкам вы добавите некоторые предметы домашнего обихода, с которыми он мог бы играть так же, как и с игрушками, — открывать и закрывать крышку y маленькой кастрюльки, снимать и надевать шапочку у деревянного грибка для штопки. Вместо мисочки можно дать небольшую корзиночку, в которую он будет складывать шарики или колечки от башенки. С большим интересом малыш будет бросать катушки без ниток или небольшие кубики в бидончик, и слушать, как они стучат, ударяясь о его дно. Эти предметы разнообразят игру малыша, упражняют мышцы его рук и приносят не меньшую радость, чем игрушки.

А обычный лист бумаги — сколько интересных «открытий» сделает ребенок с его помощью! Лист шелестит, а если его бросить, то плавно опускается вниз и... оказывается, при падении на пол не производит ожидаемого звука! Его можно мять, и он приобретает совсем необычную форму и не расправляется, как, например, резиновый зайчик. А если бумагу потянуть в разные стороны, то она рвется!

Идет время, растет малыш. Как он поумнел! Это доказывают даже его игры. Теперь вместе с ребенком можно покормить игрушечную собачку, кошечку. Дайте ему куклу и покажите, как завернуть ее в одеяльце и убаюкать. Подражая вам, он будет играть с предметами так, как вы показали, быстро научится ставить кубик на кубик, если вы ему покажете, как это делать.

Действия малыша становятся все разнообразнее и целенаправленнее, в них уже проявляются зачатки волевых усилий, смышлености.

Если вы приучили малыша некоторое время играть самостоятельно, то часть бодрствования проходит с большой пользой для его развития. Он уже может действовать с некоторыми игрушками без вашего участия. Игра организует деятельность ребенка, развивает его самостоятельность.

Но все же, когда малыш играет с игрушками сам, не оставляйте его без внимания. Он еще мал, быстро устает и поэтому долго играть не может. И если вы заметили, что ребенок прекратил игру и начал капризничать, то, значит, у него пропал интерес к ней. Попытайтесь заменить одни игрушки другими, но если и это не помогает и малыш не смотрит на них, значит, он действительно устал и больше заниматься игрушками не может. Теперь стоит переключить его внимание на что-нибудь другое. Можно взять его на руки и поднести к окошку. Сколько интересного он увидит там с вашей помощью! Вот вспорхнула и улетела птичка, пробежала собачка, промчалась машина.

Или же дайте ему поползать, бросьте мяч, чтобы малыш пополз за ним. Этим самым вы переключите его с одной игры, требующей сосредоточенности, на другую — требующую подвижности, мускульного напряжения. Такая смена деятельности важна для ребенка, так как снимает утомление, могущее возникнуть от однообразных действий.

И главное, надо помнить, что развитие игровой деятельности ребенка осуществляется при активном участии взрослого. Для того чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо учить этому. Вот почему нельзя ждать от ребенка, чтобы он играл даже тогда, когда он окружен множеством игрушек: ведь он не знает, как с ними действовать! Игра его от общения с вами становится богаче, содержательнее. Малыш всякий раз снова ждет, когда вы с ним поиграете, отвечает вам своей привязанностью и любовью и предпочитает того взрослого, который больше с ним играет и занимается.

Но не думайте, что надо все время занимать малыша: ваша активность не должна подавлять детскую активность, иначе ребенок привыкнет к тому, что его всегда! занимают взрослые, играют с ним, и не захочет играть один.

Важно, чтобы родители не считали игру пустой забавой и уделяли ей должное внимание. Ведь игра не только забавляет малыша, но и приносит большую пользу для его развития.

Информация об авторе статьи

Информация получена с сайта Kinder.com.ua По мотивам книги «Первый год жизни вашего ребенка» автор Л. Ф. Островская

Случайные статьи

Игры
Жизненного опыта ребенок набирается, наблюдая за взрослыми или играя. Поэтому нужно придавать большое значение играм и занятиям с малышом. Чем больше родители играют с ним, и чем интереснее игры и ярч...

Велосипед
Нередко родители долго не могут решить, что подарить двух- или трехлетнему малышу на день рождения. Хорошим подарком будет, например, велосипед. Не нужно думать, что в этом возрасте ребенок еще не смо...

Мягкие игрушки
Маленькие дети волнуются, переживают и страдают от стресса так же, как и взрослые люди. Но ребенку, конечно, гораздо сложнее справиться с эмоциями и нервным напряжением, и для этого нужны «дополнитель...

Какую выбрать игрушку
Доказано, что фантазия и умственные способности ребенка, лучше развиваются, если его окружают яркие разнообразные предметы, с которыми можно играть. Но игрушки нужно выбирать по возрасту малыша и след...

Игры от полутора до двух лет
После года активность ребенка значительно возрастает. Основной его деятельностью теперь становится игра. Это несерьезное занятие, как полагают многие взрослые - главный способ познания окружающего мир...

 


0,31820511817932