Авто/Мото Бизнес и финансы Дом и семья Интернет Компьютеры Культура и искусство Медицина и Здоровье Наука и образование Туризм и путешествия Спорт Строительство и ремонт Дети и их родители

     Культура и искусство » Архитектура и дизайн » Собор Софии в Новгороде    

Собор Софии в Новгороде

Главная




Дата создания: 1045 г. - 1050 г.
Материал, техника: плинфа

Древнейшее монументальное сооружение города. Построен князем Владимиром Ярославичем (сыном Ярослава Мудрого) в детинце (так издревле называется центральная укрепленная часть Новгорода на более высоком, левом берегу Волхова, именуемая также кремлем). От Софийского собора все левобережье Новгорода получило название Софийской стороны.

Софийский собор пятинефный, с круговыми папертями и с лестничной башней в южной части западной паперти, что делает собор семинефным. Первоначально галереи-паперти были задуманы одноярусными, но в ходе строительства выполнены двухъярусными, причем южная паперть была открытой. Мощное пятиглавие дополняется громадной главой лестничной башни, что создает шестиглавие собора.

Основной престол Софии Премудрости (отмечался в день Воздвижения креста и Обновления храма) вместе с приделами (Рождества Богородицы, Иоанна Богослова, Иоанна Предтечи, Иоакима и Анны) образовал семиапсидность (!) храма. Ширина собора составляет 100 греческих футов, что равно длине Софии Киевской. Высота примерно такая же. В древности оштукатуренными были только нижние части стен. Верхние представляли "гигантскую мозаику" (Г. М. Штендер) из плитняковых глыб и "прослоек" кирпичных плинф, уложенных в виде разного рода геометрического рисунка.

Собор славится выдающимися произведениями прикладного искусства, из которых наиболее замечательны "Корсунские" и "Сигтунские" двери. "Корсунские" двери установлены в южной паперти собора перед приделом Рождества Богородицы. По легенде, присланы Ярославом Мудрым на освящение Софийского собора. Первоначально размещались в дверях из западной паперти в храм. Представляют работу VIIII-X вв., выполненную в константинопольской традиции. По ошибке долгое время назывались Сиггунскими. и "Сигтунские" (точнее, Магдебургские) двери привезены в Новгород, вероятно, в XII в. Находятся в наружном проеме западной ("Корсунской") паперти, от которой и получили ошибочное название Корсунских. Выполнены мастерами Риквином и Вайсмутом. В Новгороде подверглись (вероятно, в XIII в.) частичной перемонтировке. Наряду с фигурами магдебургских мастеров содержат фигурное изображение мастера Аврама, которому и приписывается переделка дверей.

Громадный интерьер собора поражает своим размахом. От первоначальной росписи (середина XI в.) сохранились фигуры пророков в барабане центральной главы, а также изображение Константина и Елены у южного входа с Мартириевской паперти. Немного росписей сохранилось от XII в., в том числе очень выразительный деисус внизу южной стены (в Мартириевской паперти), в котором привлекает своей жизненностью полуфигура апостола Петра. Софийский собор издревле считался сокровищницей искусств, и отсюда нередко увозились драгоценные произведения. Так, в XVI в. были увезены повелением Ивана Грозного в Александрову слободу Васильевские двери, выполненные в 1336 г. для одного из порталов Софийского собора по заказу архиепископа Василия Калики.

Конструкция медных дверей состоит из двух полотен, расчлененных орнаментированными валиками на несколько клейм. Основная тема росписи, сделанной золотой наводкой, содержит христологический цикл. Она включает в себя несколько сюжетов апокрифического характера, взятых из сказания о Соломоне и Китоврасе, очень популярного в средневековом мире. Крылатый Китоврас (античный кентавр) в короне держит в руке маленькую фигурку Соломона, которую мечет "в обетованную землю". В стиле росписи дверей отмечаются черты живописности, характерные для искусства XIV в. Ныне Васильевские двери находятся в Троицком соборе города Александрова. На западном фасаде Софийского собора (у южного угла) устроена ниша. Здесь помещался большой каменный Алексеевский крест с рельефной резьбой. Крест выполнен между 1359 и 1388 гг. по заказу архиепископа Алексея.

Центральная композиция "Распятие" отличается экспрессивной напряженностью фигуры Христа. Фигуры других композиций ("Благовещение", "Рождество Христово", "Воскресение Христово") тоже очень пластичны и динамичны. Нижняя часть креста утеряна (композиция "Воскресение Христа" представляет реконструкцию). Алексеевский крест находится в музейной экспозиции в Софийском соборе. Из древлехранилища собора происходит большая деревянная статуя Параскевы Пятницы. По легенде, статуя была принесена в Новгород в 1534 г. вместе со статуей Николы Можайского (в настоящее время находится в Новгородском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике). Ее можно рассматривать как пример статуарных тенденций в русской скульптуре XV-XVI вв., которую неверно считать исключительно барельефной. Статуи Параскевы Пятницы и Николы Можайского получили широкое распространение по всей Руси.

Информация об авторе статьи

Статья получена: http://russia.rin.ru/

Случайные статьи

Башни высокого статуса
Супервысотное строительство переживает небывалый подъем. Усилия архитекторов и инженеров воплощаются в невиданных ранее формах небоскребов, уровне комфорта и безопасности в них, а также экономичном ис...

Гиганты из Поднебесной
Среди Семи чудес света, известных с античности, ни одно не находилось на территории Китая, что объясняется довольно просто: античный мир Китая практически не знал. А вот средневековые путешественники ...

Колокольня Ивана Великого
Дата создания: 1505 г. - 1508 г. Автор: Бон Фрязин Материал, техника: кирпич, белый камень Построена из кирпича и белого камня вместо разобранной церкви Иоанна Лествичника 1329 г. типа "иже под колок...

Александринский театр
Ныне Академический Драматический театр им. A.C.Пушкина. Здание Александринского театра представляет собой один из блестящих образцов русского классицизма. В ансамбле площади Островского оно играет до...

Александро-Невская лавра
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра - один из первых и самых крупных петербургских архитектурных ансамблей XVIII столетия. Уникальный и сложный историко-художественный комплекс, выдающийся также и...

 


0,41481709480286