Авто/Мото Бизнес и финансы Дом и семья Интернет Компьютеры Культура и искусство Медицина и Здоровье Наука и образование Туризм и путешествия Спорт Строительство и ремонт Дети и их родители

     Культура и искусство » Народное творчество » «Норма и недосягаемый образец…»    

«Норма и недосягаемый образец…»

Главная




Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему какие-то предметы искусства, картины потрясают нас, а мимо других мы проходим равнодушно?.. Одно из главных качеств настоящего искусства – способность вызвать сопереживание. И художник, и скульптор, и гончар вкладывают в свои произведения внутреннюю жизнь, иначе говоря, одухотворяют их. Душа творца должна быть пропитана верой ли, состраданием, любовью, болью, иначе не могло появиться пушкинское «Я помню чудное мгновенье…», или полотно Дейнеки «Оборона Севастополя», или даже обычная дымковская игрушка.

Искусство – это память народа. Оно связывает времена в нашем сознании, выстраивает наше прошлое, делает тебя соучастником событий и давно минувших, и нынешних.

Знакомясь с творческой судьбой и жизнью художников, ремесленников, простых мастеровых, человек все больше узнает, какой ценой, каким трудом и поиском всегда отмечен путь мастера.

Одним из древнейших видов искусства является гончарное.

Производство глиняной посуды, служившей для приготовления и хранения пищи, существует много веков и известно почти каждому народу, жившему когда-либо на земле. Первые глиняные миски, блюда, кувшины были грубы и примитивны.

С течением времени мастерство ремесленников-гончаров становилось все более совершенным, в результате чего простое гончарное ремесло превратилось в искусство.

Древнейшие способы изготовления сосудов – из одного комка глины, середина которого выдавливается, и из глиняной «колбаски», которую укладывают кругами. Так как сосуды эти выделывались вручную, то имели неправильную форму. С появлением гончарного круга, первоначально ручного, а позднее ножного, у мастера появилась возможность придавать глине желаемую форму.

Самый значимый момент в процессе изготовления гончарного изделия – обжиг. Только огонь делает глину прочной, превращая ее в настоящую керамику. Раньше глиняную посуду обжигали в обычных кострах. Несколько позже появились гончарные печи, которыми, кстати, кое-где пользуются и в настоящее время. В земле делали яму, куда клали дрова, на которые ставилась различная глиняная посуда, после чего все это обкладывалось стенкой из необожженного глиняного кирпича. Современная гончарная печь была изобретена лишь в XIX веке.

У древних славян, живших в Приднепровье, первые гончарные изделия появляются в I веке до н.э. Это были, как правило, простейшие горшки, вылепленные руками. Техника их изготовления усовершенствовалась с появлением гончарного круга. Большим разнообразием и изяществом форм отличались гончарные изделия Киевской Руси XI-XII вв. Различные миски, блюда, ковши, рукомои, светильники, кувшины, игрушки-свистульки украшались надписями или покрывались зеленоватой стекловидной прозрачной поливой – глазурью.

В XVI-XVII вв. русские мастера, проживавшие в гончарных слободах больших городов и посадов, прославились так называемыми мореными, или черными, гончарными изделиями. Обжигали их на коптящем пламени, отчего они и становились черными. Перед обжигом их предварительно полировали (лощили) камнем, зубом, за счет чего поверхность сосудов приобретала сильный блеск.

Особой изысканностью формы отличались чернолощеные кумганы – высокие кувшины с длинным тонким изогнутым носиком. Большой интерес представляли собой рукомои весьма забавного вида. В основном, они имели фигуру барана с кольцом на спине, вода выливалась из них через рот, а вливалась через отверстие, находящееся на спине. В этот же период времени изготовлялась муравленая посуда, т.е. это посуда, покрытая слоем прозрачной глазури, муравы, коричневого, желтого или зеленого цвета. В старых сельских семьях в наши дни можно встретить муравленые чернильницы и фляги, которые, естественно, представляют определенный интерес для историков. Впрочем, в наши дни встречается немало коллекционеров такого антиквариата. Любители подобной экзотики, как правило, стараются приобрести эти вещи, скажем, с целью оформления интерьера кухни, или кабинета, что называется, в стиле ретро.

Немаловажным фактом, относительно древней Руси, является то, что везде, где были залежи глины, занимались гончарством, но, в основном, делали игрушки. Во второй половине XIX века гончары города Скопина Рязанской губернии положили начало изготовлению больших фигурных сосудов, покрытых зеленой, желтой и коричневой глазурью. Изображения сказочных и реальных зверей и птиц украшают эту необычную керамику.

В настоящее время начинают возрождаться многие старинные промыслы. На вновь организованных производствах, в основном, конечно, частных, мастерицы-игрушечницы радуют нас своей неистощимой фантазией, между прочим, присущей именно русской натуре.

Большой известностью и постоянным спросом в нашей стране и за рубежом пользуется дымковская игрушка из города Кирова. Не менее популярна игрушка из села Филимонова Тульской области. По-прежнему скопинские мастера удивляют нас своими скульптурными сосудами, необычайной красоты и изящества. Кроме этого русские мастера-керамисты в основном южных районов России славятся изготовлением традиционных блюд. Это чаши, напоминающие форму узбекских пиал, расписанные русскими национальными узорами, чугунки с выгравированными фигурами зверей и птиц. Необычайным великолепием отличаются зелено-желтые кувшины, миски, кружки, на которых выполнены художественные композиции ручной работы. Например, «На охоте» (охотники, пробирающиеся в лесной чаще, бегущие собаки, подбитая птица, трепыхающаяся в кроне дерева). Весьма занимательны композиции «Уличные музыканты» и «Пасха». Кстати, ни одна из них не повторяется!

Россия всегда славилась талантливыми и трудолюбивыми людьми. Творчество, фантазия, труд, сполна присущие русскому гению, порой заставляли забывать его о еде и крове. И поэтому, тем более, всегда надо помнить о том, что все создаваемое, сотворенное человеческими руками и разумом не должно ограничиваться лишь зрительской восторженностью.

Любой мастер – это, как правило, человек беспокойный и пытливый, отзывающийся на чужую и боль, и радость, видящий свое предназначение в том, чтобы нести в эту жизнь прекрасное, согревающее человеческие души и сердца правдой, верой, любовью, состраданием.

Новомодное явление, живущее уже достаточно полной жизнью в нашей стране, «упаковать» свой загородный дом (квартиру) разными древними «штучками», к тому же не понимая, зачем и для чего, но, чтобы было так же, «как у соседа», выглядит на самом деле вульгарно. Зачастую можно увидеть нагромождение (именно так!) уникальных предметов старины, соседствующее с бокалами чешского стекла, на полке «горки» из массива дуба…

Хозяин горд. Чем?.. Созданный интерьер ЕГО дома прекрасно характеризует ЕГО внутренний мир. Все выглядит нелепо, смешно и жалко… Жалко труда тех талантливых мастеров, создавших ценности, достойные уникальности человеческой личности.

Ну, а «поклонникам древности», наверное, надо помнить, что «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань»…

Информация об авторе статьи

Информация получена с сайта Homemaking.ru

Источник: www.mebel-pro.com, автор: Вера Спангелене

Случайные статьи

Самые египетские сувениры
Как страна с богатой историей и разнообразным ландшафтом, а в европейском понимании еще и весьма экзотическая, Египет предлагает туристам великое множество самых разнообразных сувениров. Именно поэтом...

Усто Салим с сыновьями
Стариков было трое. Они стояли на обочине дороги. Один из них поднял руку с длинным, загнутым крюком посохом, и шофер остановил наш маленький автобус. Абдумалик соскочил на дорогу и осторожно, с почте...

Раскинув колосья стоит человек
Сноп полевой — он же раскидистый. Стоит подпоясанный — натурально человек. Он мне первые мысли и дал, как кукол делать. Когда начинала, то думала, как же быть: ведь головы-то нет, ног-то нет, рук-то н...

Где живут драконы…
Драконы стоят на столе и ехидно перемигиваются. У них гибкие змеиные тела и широко раскрытые пасти. Бока их отливают розовым и желтым — отсветами огня и цветом среднеазиатских пустынь. «По берегам гор...

 


1,2014999389648