Авто/Мото Бизнес и финансы Дом и семья Интернет Компьютеры Культура и искусство Медицина и Здоровье Наука и образование Туризм и путешествия Спорт Строительство и ремонт Дети и их родители

     Культура и искусство » Изобразительное искусство » Борисов-Мусатов В.Э.    

Борисов-Мусатов В.Э.

Главная




Борисов-Мусатов Виктор Эльпифидорович (1870-1905)
Художник-живописец, акварелист, автор фресок. Представитель русского модерна, символист.

Борисов-Мусатов родился 1 апреля 1870 года в Саратове в семье служащего. Когда мальчику исполнилось три года произошло несчастье: он упал и повредил позвоночник. Увечье, полученное в детстве, в известной мере сказалось на характере будущего художника - у него рано проявилась склонность к одиночеству, замкнутости, мечтательности.

В 1884 году Борисов-Мусатов поступает в саратовское реальное училище. Учителя рисования - сначала Ф. А. Васильев, а затем приехавший из Петербурга Коновалов - обращают внимание на его способности. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью. От Коновалова он получает первые навыки мастерства, первые эстетические представления. В эти годы Борисов-Мусатов много рисует, пишет картину "Окно" (1886).

В 1890 г. уезжает в Москву, в Училище живописи, паяния и зодчества. Через год переезжает в Петербург и в качестве вольнослушателя начинает учебу в Академии художеств, посещая также частную мастерскую известного педагога П. П. Чистякова.
В 1893 после операции художник из-за климата покидает Петербург и возвращается в Москву, в Училище.
В картине "Майские цветы" (1894) в солнечном пейзаже ощущаются непосредственность, свежесть восприятия жизни, что характерно для работ Борисова-Мусатова той поры.

В 1895 уезжает в Париж, поступает в мастерскую исторического живописца и педагога Фернана Кормона, много занимается рисунком.
Возвратившись через три года в Россию, он снова поселяется в Саратове. С этого времени в произведениях Борисова-Мусатова появляется свой почерк, свое видение мира.

Борисов-Мусатов приходит в искусство на рубеже двух веков. Однако рядом с Врубелем, Нестеровым, Серовым, Левитаном, он находит в искусстве неповторимый самобытный путь.

Началом творческого пути художника явился "Автопортрет с сестрой" (1898), не имеющий аналогий в русском портретном искусстве. В этой картине впервые начинает воплощаться мечта Борисова-Мусатова о совершенном гармоничном мире, появляется стремление уйти от неустроенности окружающего в идеальную страну, созданную фантазией художника. Такое настроение, "хватившее многих представителей русской художественной интеллигенции рубежа XX века", становится лейтмотивом творчества Борисова-Мусатова.

Вслед за автопортретом создается цикл лирических картин: "Осенний мотив" (1899), "Гармония" (1900). Борисов-Мусатов передает особую атмосферу угасающей красоты осенней природы, тишину старинных усадеб; ощутимы аромат ушедшей жизни, грустная поэзия давно минувших печалей любви.

Расцвет творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы наиболее совершенные работы художника: "Весна" (1898-1901), "Гобелен" (1901), "Водоем" (1902), "Изумрудное ожерелье" (1903≈1904) и др.

Началом нового творческого этапа явилась картина "Весна" (1901). В этом полотне художник полностью освобождается от каких бы то ни было элементов повествовательности, от всякого действия. Проникновенный образ создается музыкальностью линии, мягким и звучным цветом. Здесь все тонко сгармонировано: белоснежное цветение вишен, дымки одуванчиков, вплетающихся прозрачными аккордами в спокойную мелодию весенней зелени, розовое мерцание неба и легкая фигура девушки в нежно-сиреневом платье и красном шали.

В 1901 Борисов-Мусатов посещает Зубриловку - поместье князей Прозоровских-Голицыных. С этого времени пейзажи зубриловского парка стали живой натурой для мастера и опоэтизированные богатой фантазией художника вошли во многие его произведения. Впечатления этой поездки отразились в картине "Гобелен". Среди декоративных растений парка две женские фигуры, застывшие в легком изящном движении, органически соединенные с пейзажем.
На выставке Московского товарищества художников, и которое Борисов-Мусатов вступил в 1899 году, картина имела успех, что во многом изменило отношение к работам Мусатова, не сразу понятым и оцененным современниками.

Вершиной творчества мастера явилась картина "Водоем" (1902), в ней поэтические грезы выражены и совершенной, законченной форме. Картина создавалась в счастливую пору жизни художника: девушка, которую он любил давно, дала согласие на брак. Летом Борисов-Мусатов с сестрой Леной и невестой В. Е. Александровой живет в Зубриловке, пишет этюды и эскизы к картине, обе девушки позируют художнику. В картине "Водоем" все уравновешенно, подчинено четкому и сложному музыкальному ритму линий и формы. Строгому ритму подчиняется и цвет, построенный на повторении синих, нежно-сиреневых и зеленых сочетаний. Картина монументальна и в то же время лирична, глубоко интимные движения души художники выражены в как бы остановленном прекрасном мгновении, зачарованном, волшебном мире красоты.

Весной 1903 года художник женится. В начале 1903 года Борисов-Мусатов вступает в Союз русских художников, организованный в Москве после выхода группы художников из общества "Мир искусства". В это время его работы получают известность не только в России, но и за границей, успешно экспонируются в городах Германии и Франции. Художника все более влечет монументальная живопись.

В 1904-1905 гг. выполняет эскизы к декоративным росписям. Четыре эскиза "Весенняя сказка", "Летняя мелодия", "Осенний вечер" и "Сон божества" - объединены общим названием "Времена года". Содержание передано в аллегорической форме. По эмоциональности эскизы созвучны ранее созданным работам Борисова-Мусатова. Росписи, однако, не были осуществлены. Весной 1905 года художник с женой и дочерью уезжает в Тарусу, там проходят последние месяцы его жизни и творчества.

В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: "На балконе. Таруса" (1905), "Куст орешника" (1905), "Осенняя песнь" (1905); написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения. В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника.

В Тарусе Борисов-Мусатов создает и свое последнее произведение - большую акварель "Реквием" (1905), посвященную памяти умершего друга, Н. Ю. Станюкович. "Реквием" звучит печально-торжественно, символически передавая радости и горести человеческой жизни.

Информация об авторе статьи

Статья получена: http://russia.rin.ru/

Случайные статьи

Японские сады
В художественном творчестве, в произведениях искусства каждый народ рассказывает о себе и о том, что он сумел узнать и понять, разгадать и почувствовать. Египетская пирамида словно застывшая математич...

Икэбана
Живописная природа, полная контрастов, красочно меняющаяся в различные времена года, несомненно, способствовала появлению в Японии более семи веков назад самобытного искусства расстановки цветов в ваз...

Бонсай в Японии
Данные иероглифы в слове "бонсай" впервые появились в Японии в 1818 г., произносились они тогда как "хатиуэ". "Хатиуэ" значительно отличались от "бонсая" эпохи Эдо (1600-1867 гг.) и от современного бо...

Искусство Древней Кореи
Как и все народы мира, корейцы начали заниматься живописью с доисторических времен. Самые ранние изображения были обнаружены в гробницах периода королевства Когуре, они относятся к четвертому столетию...

Изобразительное искусство ислама
В конце VI века, в Мекке, в самой засушливой части Аравийского полуострова родился человек, имя которого сегодня известно каждому, чье учение исповедуют миллионы людей независимо от национальности и в...

 


0,5994131565094