Модель сифонофоры Forskalia edwardsii, описанной немецким натуралистом, автором книги о морских беспозвоночных, Албертом Келликером в 1833 году Профессиональная публика неизменно приходила в восторг от этих изделий и их научной достоверности. В биологии всегда ценились объемные модели, особенно если живой экземпляр скопированного вида трудно достать или он слишком мал и слишком подвижен, как, например, крошечные одноклеточные, различимые лишь под микроскопом. Для воспроизведения таких деликатных организмов не подходят обычные материалы: воск, дерево или гипс. А вот хрупкое прозрачное стекло очень подходит. К 1888 году каталог работ дрезденских стеклодувов включал более 700 единиц хранения.
Еще 131 беспозвоночное из мастерской Блашка поступило в Музей естественной истории в Бостоне. Однажды эти произведения увидел профессор ботаники Линкольн Гудейл. Красивые и наглядные «стекляшки» не шли ни в какое сравнение с пособиями, которыми пользовался ранее он сам: цветными изображениями, гербариями, черно-белыми снимками, копиями из папье-маше. Покоренный изделиями Блашка, он решил во что бы то ни стало заполучить такие же образцы для Ботанического музея Гарвардского университета. В 1886 году Гудейл приехал в Дрезден и уговорил мастеров работать исключительно на него. Чтобы копировать растения, отец и сын были вынуждены проводить дополнительные научные изыскания, а также изобрести новые виды стекла, однако с 1890 года они начали работать только для Гарварда. До 1937 года Блашка успели сделать более 3 000 моделей 164 различных видов растений. И сейчас ученые из многих стран стремятся в Гарвард, чтобы увидеть это уникальное собрание, в экспонатах которого нет ни единой морфологической ошибки.
В общем, отлично зная биологию, ювелирные технологии и обладая отменным вкусом, Блашка сумели создать редчайший синтез науки и искусства. К сожалению, у них не было учеников и наследников, и их метод создания научных моделей был впоследствии утерян. Во время Второй мировой войны в их мастерскую в Дрездене попала бомба, погибли также экспонаты, хранившиеся в Дрезденском королевском зоологическом музее и других музеях Германии.
Татьяна Пичугина
Информация об авторе статьи
Журнал «Вокруг Света»: Зоология как искусство
Случайные статьи
Детекторный приемник-малютка
Собрав первый детекторный приемник и проведя с ним эксперименты, вы бегло познакомились с действием ферритового стержня. Изготовлен он из материала с очень высокими магнитными свойствами. Такой стерже...
Инструмент и приспособления
Еще до знакомства с устройством конструкций и приобретения деталей нужно запастись инструментом. Отвертка, кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, пинцет, перочинный нож или в крайнем случае лезвие бритвы ...
Кто быстрее?
Про человека, который может после подачи команды мгновенно выполнить ее, говорят, что он обладает хорошей реакцией. Нередко такая реакция помогает в жизни. Например, спринтер, стартовавший почти вслед...
Необычный музыкальный инструмент
Раз уж мы начали знакомиться с электромузыкой, давайте соберем еще один электромузыкальный инструмент. Он необычен как по внешнему виду, поскольку представляет собой небольшую шкатулку, так и по своей...
Переговорное устройство из абонентских громкоговорителей
Несравненно больший интерес, чем ранее описанное, представляет громкоговорящее переговорное устройство. Проще всего использовать для этих целей готовые абонентские громкоговорители, всегда имеющиеся в...