ERROR: You have an error in your SQL syntax; check the manual that corresponds to your MySQL server version for the right syntax to use near ',)) AND article_state = 1) ' at line 6
---
SELECT * FROM ams_articles LEFT JOIN ams_articleratings ON article_id = articlerating_articleid WHERE ((article_id != 1484 AND article_id IN (1484,5589,,,)) AND article_state = 1) AND article_categoryid = 199 LIMIT 5
---

Warning: mysql_fetch_array(): supplied argument is not a valid MySQL result resource in /home/dmitriut/bcetyt/code/db_mysql.php on line 111
You have an error in your SQL syntax; check the manual that corresponds to your MySQL server version for the right syntax to use near ',)) AND article_state = 1) ' at line 6       
Авто/Мото Бизнес и финансы Дом и семья Интернет Компьютеры Культура и искусство Медицина и Здоровье Наука и образование Туризм и путешествия Спорт Строительство и ремонт Дети и их родители

     Наука и образование » Образование за рубежом » Красная цена диплома    

Красная цена диплома

Главная




Растет конкуренция между украинскими частными и государственными вузами. Это поможет отечественному высшему образованию уменьшить отставание от запросов рынка труда

"Купить диплом по низкой цене" предлагает пользователям Интернета одна из незаконных структур, которая успешно функционирует уже семь лет. За две-четыре тысячи гривен заказчику напечатают документ на оригинальном бланке Гознака, поставят штампы, подписи и передадут через курьера. За то, чтобы провести подделку по архивам, нужно доплатить еще пять тысяч гривен. Цены, в общем-то, не слишком высокие. Но одного диплома мало. Доступ к нужным дополнительным ресурсам — знаниям, опыту, знакомствам — дает только обучение в вузе.

Спрос на высшее образование в Украине очень высок. За последнее десятилетие количество студентов в украинских университетах увеличилось почти в два с половиной раза — теперь это два миллиона человек. Сегодня в нашей стране в вузы пытаются поступить в два раза больше одиннадцатиклассников (до 80%), чем десять лет назад, тогда как в среднем в Европе, Южной Корее, Японии, Канаде и США это всего 50% выпускников. Украинских студентов готовят 113 негосударственных вузов с платной формой обучения и 232 государственных, предлагающих как бюджетную (за обучение студента вузу платит государство), так и контрактную (платит физическое или юридическое лицо) формы обучения.

Однако несмотря на большое количество высших учебных заведений, украинское высшее образование не выполняет главную из своих функций: оно постоянно отстает от запросов отечественного рынка труда, штампуя специалистов, которые были нужны ему несколько лет назад. По сути, высшее образование стало необходимым, скорее, для подтверждения или повышения своего социального статуса, чем для получения перспективы нормальной зарплаты и возможности карьерного роста.

Во всем виноваты деньги

По мнению некоторых специалистов, виновато в сложившемся дисбалансе именно платное образование. "Соотношение потребностей рынка труда и количества выпускников нарушается как раз из-за обучения на платной основе", — утверждает директор департамента высшего образования Министерства образования и науки Украины Ярослав Болюбаш. К примеру, сейчас в Украине шестьдесят тысяч безработных с высшим экономическим образованием, однако восемь из десяти студентов-экономистов учатся в вузах именно на контрактной основе.

Кроме того, частные университеты почти не готовят востребованных на рынке технических специалистов, поскольку не могут состязаться с наработанной годами материальной, научной и преподавательской базой государственных грандов-политехов. Бизнес-модель негосударственных вузов предполагает быстрый возврат первоначальных инвестиций, поэтому они не могут ждать десятилетия, накапливая технический потенциал. "В традиционных для Украины профессиях — инженеры, технологи, врачи — пока никто не может составить конкуренцию старым авторитетным государственным высшим учебным заведениям", — считает директор рекрутингового агентства Personnel Александр Голушко.

Украинское высшее образование постоянно отстает от запросов отечественного рынка труда, штампуя специалистов, которые были нужны ему несколько лет назад

Кроме того, считается, что первокурсники-контрактники, которые при поступлении преодолевают более низкую конкурсную планку, подготовлены и мотивированы хуже, чем бюджетники. Действительно, обстановку на вступительных экзаменах в частные высшие учебные заведения можно назвать щадящей. "Мы проводим психологические тесты, которые определяют предрасположенность абитуриента к конкретному виду деятельности, потом устраиваем собеседование", — рассказывает ректор Европейского университета Иван Тимошенко. В государственных вузах студентами-контрактниками нередко становятся те, кто не смог поступить на бюджетную форму обучения. "Из-за недостаточного финансирования государственных учебных заведений университеты и техникумы заинтересованы в наборе контрактников, потому что они являются своеобразными кредиторами учебного заведения. В результате среди студентов есть часть тех, кто не смог поступить на бюджетную форму", — говорит Ярослав Болюбаш.

По мнению противников платного образования, его недостатки становятся еще заметнее на фоне достоинств обучения за счет бюджетных средств. Первое и очевидное преимущество бюджетного образования — его доступность. В стране, где средняя официальная зарплата около двухсот долларов в месяц, заплатить за год обучения от шестиста до трех тысяч долларов может далеко не каждый.

К тому же у студента-бюджетника гораздо больше шансов получить действительно востребованную на рынке труда специальность. Происходит это (вернее, должно происходить) благодаря системе государственного заказа на подготовку необходимых специалистов, расходы на обучение которых покрываются из госбюджета. Формирование госзаказа начинается снизу, с вузов, которые выступают посредниками между реальным сектором экономики и государством, оценивая потребности рынка на основании отзывов предприятий и собственных исследований. Затем руководство вузов передает заявку на определенное количество студентов в Министерство образования и науки. Там данные суммируют по направлениям подготовки и специальностям и отправляют в Министерство экономики, которое утверждает необходимые объемы финансирования. Госзаказ на подготовку специалистов утверждается постановлением Кабинета министров и возвращается в Министерство образования для перераспределения по вузам.

Платить все равно приходится

Однако зачастую оказывается, что теоретические преимущества обучения на бюджетной основе сегодня либо совсем не работают, либо почти исчерпали оставшийся в наследство от прошлого потенциал. К примеру, тот же госзаказ. Большинство высших учебных заведений, формируя свои заявки, не утруждают себя мониторингом рынка. Кроме того, они подают их тогда, когда уже сформирован проект государственного бюджета на следующий год, в котором Министерством экономики заложена конкретная сумма расходов на систему образования. Поэтому какую бы цифру ни подал университет, общий размер госзаказа министерство уже определило, слегка подкорректировав объемы предыдущего года. Руководство того или иного вуза может через личные контакты повлиять на процесс его перераспределения между учебными заведениями. Но где гарантия для абитуриента, что он попадет именно в такой вуз?

Точно так же практика корректирует теоретическое представление о бесплатном образовании. Так, самым верным путем для поступления на бюджетное отделение государственного вуза считаются подготовительные курсы. А они уже далеко не бесплатны. В Киеве — это триста-тысяча долларов за весь курс обучения. Серия интенсивных занятий с репетитором увеличит затраты на поступление еще вдвое-втрое. Кроме того, если искать возможность "подстраховаться" при помощи сотрудников вуза, нужно еще от пятиста до двадцати тысяч долларов, в зависимости от вуза и положения контактного лица в его иерархии. При этом все расходы не исключают возможности неудачи.

Ситуация может измениться, когда прием в вузы будет проходить по результатам тестирования выпускников школ. Но протестировать всех одиннадцатиклассников по всем предметам пока невозможно, значит, субъективный фактор (нередко конвертируемый в денежный) при приеме в вуз сохранится. К тому же нет никакой гарантии, что система поборов (официальных и неофициальных) не продолжится и после успешного поступления. В результате мотивация хорошо учиться может сойти на нет: зачем заниматься лучше, если платить все равно нужно?

Взятки объясняются просто: у преподавателей государственных вузов низкая зарплата. Она же давно стала причиной самой болезненной проблемы государственных вузов — кадровой. Перспективные молодые специалисты отказываются от преподавания в пользу бизнеса и реальных доходов. Зато годами работают преподаватели, которые стремятся при минимуме затраченных сил получить максимум материальной отдачи. Оптимальная для них стратегия — непонятно читать отшлифованный десятилетиями учебный курс и брать у студентов деньги за экзамены и лабораторные работы. Такой подход широко распространен и практически не наказуем. Но и этот преподавательский состав неуклонно стареет, поэтому вузам все труднее обеспечивать количество кандидатов и докторов наук, необходимое для поддержания гослицензии.

Частник растет

Тогда как государственные университеты медленно, но верно растрачивают накопленный годами потенциал, многие частные вузы продолжают его наращивать. В частности, формируют все более профессиональный преподавательский состав, поскольку именитые преподаватели могут привлечь потенциальных студентов. В крупном частном вузе их зарплата варьируется от трехсот до тысячи долларов, а доходы доктора наук в два раза выше, чем в традиционных университетах.

Ориентированные в первую очередь на конъюнктуру, частные университеты проигрывают государственным в академической деятельности, зато активно работают с практическими темами. "Сейчас бизнесу нужны научные разработки в области экономики, юриспруденции, психологии и других науках. Мы стараемся выявить эти потребности и предложить разработки наших преподавателей на эти темы", — говорит проректор по корпоративному управлению Университета экономики и права "КРОК" Ирина Сингаевская.

В отличие от государственных вузов, частные нацелены на постоянный мониторинг рынка. В большинстве из них есть маркетинговые отделы, которые отслеживают существующие и перспективные рыночные тенденции и предлагают руководству вуза варианты адекватной реакции на них. Студентов большинства негосударственных университетов с младших курсов ориентируют на украинский бизнес, знакомят с его спецификой и трудоустраивают через ярмарки вакансий.

Руководство многих частных высших учебных заведений понимает, что к ним идет молодежь с недостаточным уровнем мотивации, поэтому с первого курса со студентами начинают работать профессиональные психологи. Они выявляют лидеров группы, создают эффективную и дружную команду, стимулируют развитие единых корпоративных ценностей. Созданная таким образом добавленная стоимость будущего специалиста нередко перевешивает на рынке труда преимущества в академической подготовке выпускников государственных вузов, потому что главные требования, которые предъявляют работодатели к нынешним выпускникам, прежде всего касаются личных качеств потенциального сотрудника. У студентов государственных университетов зачастую завышена самооценка, неоправданно велики ожидания при определении стартового уровня зарплаты, отсутствуют сильная мотивация и нацеленность на результат, низкие коммуникативные способности и неумение работать в команде.

В то же время на рынке пока немало учебных заведений, для которых платное образование по некапиталоемким гуманитарным специальностям — один из немногих видов деятельности, для которого не нужно больших инвестиций, а деньги от продаж поступают сразу. При этом региональные филиалы государственных вузов тоже зачастую грешат низким качеством подготовки. Не зря за два последних года Министерство образования и науки Украины закрыло около сотни вузов, треть из которых относилась к государственной форме собственности.

Выше нормы

В ближайшие годы тенденция к улучшению качества высшего образования, которую Министерство образования и науки стремилось реализовать за счет жесткого контроля и аудита, будет расти. Роль "санитара леса" сыграет демографическая ситуация. Раньше украинские вузы почти не испытывали конкуренции. Однако уже в этом году лицензированное число студентов, которые могут обучаться во всех украинских вузах, — 460 тыс. человек, а количество выпускников одиннадцатых классов — всего 400 тыс. Виновата в этом демографическая яма — резкое снижение рождаемости, пришедшееся на конец 80−х-начало 90−х годов прошлого века. Сохранится эта ситуация минимум до 2012 года.

Теперь уже сами вузы будут вынуждены бороться за абитуриентов, что закономерно приведет к тому, что в украинском платном образовании останутся только лидеры. Сегмент псевдоуниверситетов, штампующих дипломы, значительно сократится.

Если основным источником финансирования высшего образования останется госбюджет, вузы будут ориентированы на выполнение требований чиновников

По мнению аналитиков, частные вузы начнут активно объединяться, в том числе и с государственными университетами. Поэтому уже сейчас многие частные учебные заведения, стремясь заранее уйти с перенасыщенного рынка высшего образования, переориентируются на дошкольное, элитное среднее, второе высшее образование, а также семинары и тренинги.

В результате уменьшения количества студентов снизится и доля платного образования. Пока только 40% украинских студентов учатся за счет государственных и местных бюджетов. Однако правительство четко контролирует закрепленную в Законе "О высшем образовании" норму, согласно которой на первый курс в вузы государственной и коммунальной формы собственности по госзаказу должны быть приняты не меньше 51% студентов.

Как сообщил министр образования и науки Станислав Николаенко, в этом году на дневной форме обучения за счет госбюджета будут учиться 58% абитуриентов (в прошлом — 54%). Как сказал "Эксперту" президент Национального университета "Киево-Могилянская академия" Вячеслав Брюховецкий, в будущем количество контрактников в государственных вузах может уменьшиться до 10–15% (в академии их сейчас всего 15%).

Увеличение доли госзаказа в государственных вузах является стратегическим курсом Министерства образования и науки, которое ориентируется на опыт европейских стран, в первую очередь Франции и Германии, где 85% студентов учатся за бюджетные деньги, а также Греции, где нет ни одного частного вуза. Однако бесплатное образование в этих странах обходится слишком дорого не только налогоплательщикам, но и самим студентам. К примеру, для обучения в государственном университете одного из немецких городов нужно пожертвовать пять тысяч евро на нужды вуза. При этом студент сам платит за учебники и проживание в общежитии, а лекции слушает, сидя на полу, поскольку мест в аудиториях не хватает.

В отличие от гарантированного бюджетного финансирования, плата за обучение зависит от количества студентов, которых нужно привлечь и удержать. Поэтому платное образование ужесточает конкуренцию и стимулирует эффективное управление финансами. Если эффективной практики управления нет (по обнародованным в конце августа данным Счетной палаты, нарушений в использовании средств государственного бюджета на подготовку квалифицированных специалистов с высшим образованием набралось в украинских вузах на 708,6 млн гривен), то как ни накачивай систему деньгами, лучше действовать она не станет.

Если основным источником финансирования высшего образования останется госбюджет, то вузы в первую очередь будут ориентированы на выполнение требований чиновников. Это значит, что параметры основной цели высшего образования — подготовки специалистов, востребованных на рынке труда, — будут определяться не самим рынком, а в чиновничьих кабинетах.

Информация об авторе статьи

Информация получена с сайта Osvita.org.ua

 


0,43283295631409