Авто/Мото Бизнес и финансы Дом и семья Интернет Компьютеры Культура и искусство Медицина и Здоровье Наука и образование Туризм и путешествия Спорт Строительство и ремонт Дети и их родители

     Наука и образование » Образовательные методики » Разноуровневые задания в физическом лабораторном практикуме педагогического вуза    

Разноуровневые задания в физическом лабораторном практикуме педагогического вуза

Главная




В современных условиях педагогические вузы испытывают трудности с набором студентов на физико-математические специальности. В связи с этим в физические лаборатории приходят первокурсники с весьма разным уровнем физико-математической подготовки и начальных экспериментаторских навыков. Кроме того, всегда есть студенты как имеющие, так и не имеющие склонности к экспериментальной работе. Несмотря на это, выпускник физико-математического факультета педагогического вуза непременно должен обладать навыками проведения физического эксперимента.

В результате многолетней работы в физических лабораториях авторы пришли к выводу, что, имея "на входе" физического практикума студентов с разным уровнем подготовки, нерационально "на выходе" всех "приводить к общему знаменателю". Вероятно, имеет смысл установить лишь некоторый минимальный, соответствующий образовательному стандарту, зачетный уровень умений и навыков и дать возможность большинству студентов приобрести такой высокий уровень квалификации, какой они способны или считают необходимым иметь.

Мы считаем, что для реализации изложенной идеи необходима активизация исследовательской деятельности студентов в процессе выполнения лабораторных работ путем уровневой дифференциации заданий, то есть создание такой ситуации, чтобы максимальное число студентов было заинтересовано и имело возможность повысить уровень своих экспериментаторских умений и навыков.

Полагаем, что это можно осуществить путем предложения в каждой лабораторной работе нескольких вариантов (на выбор) заданий разной степени трудности.

Наше понимание проблемы многовариантности учебного физического эксперимента имеет следующие особенности.

    В процессе выполнения лабораторных работ минимальное число студентов будет не удовлетворено тем, что выполняемая работа для них слишком сложна или, наоборот, слишком элементарна.

    Каждый сможет выбрать себе лабораторное задание в зависимости от своих способностей, желания, возможностей. Можно предположить, что в итоге каждый студент приобретет максимально возможный для себя набор умений и навыков работы в физической лаборатории.

    Стимулы для выбора максимально сложного варианта:

Подробному обоснованию необходимости многовариантного подхода к экспериментальной части лабораторных работ был посвящен стендовый доклад на конференции ФССО-2001.

Мы полагаем, что минимально необходимое число вариантов заданий разной степени трудности к одной лабораторной работе - три. Такое число обуславливается тем, что студентов, приступающих к выполнению лабораторного практикума, мы условно разделили по степени развития экспериментаторских навыков на три группы: