В современных условиях педагогические вузы испытывают трудности с набором студентов на физико-математические специальности. В связи с этим в физические лаборатории приходят первокурсники с весьма разным уровнем физико-математической подготовки и начальных экспериментаторских навыков. Кроме того, всегда есть студенты как имеющие, так и не имеющие склонности к экспериментальной работе. Несмотря на это, выпускник физико-математического факультета педагогического вуза непременно должен обладать навыками проведения физического эксперимента.
В результате многолетней работы в физических лабораториях авторы пришли к выводу, что, имея "на входе" физического практикума студентов с разным уровнем подготовки, нерационально "на выходе" всех "приводить к общему знаменателю". Вероятно, имеет смысл установить лишь некоторый минимальный, соответствующий образовательному стандарту, зачетный уровень умений и навыков и дать возможность большинству студентов приобрести такой высокий уровень квалификации, какой они способны или считают необходимым иметь.
Мы считаем, что для реализации изложенной идеи необходима активизация исследовательской деятельности студентов в процессе выполнения лабораторных работ путем уровневой дифференциации заданий, то есть создание такой ситуации, чтобы максимальное число студентов было заинтересовано и имело возможность повысить уровень своих экспериментаторских умений и навыков.
Полагаем, что это можно осуществить путем предложения в каждой лабораторной работе нескольких вариантов (на выбор) заданий разной степени трудности.
Наше понимание проблемы многовариантности учебного физического эксперимента имеет следующие особенности.
Каждый сможет выбрать себе лабораторное задание в зависимости от своих способностей, желания, возможностей. Можно предположить, что в итоге каждый студент приобретет максимально возможный для себя набор умений и навыков работы в физической лаборатории.
Стимулы для выбора максимально сложного варианта:Подробному обоснованию необходимости многовариантного подхода к экспериментальной части лабораторных работ был посвящен стендовый доклад на конференции ФССО-2001.
Мы полагаем, что минимально необходимое число вариантов заданий разной степени трудности к одной лабораторной работе - три. Такое число обуславливается тем, что студентов, приступающих к выполнению лабораторного практикума, мы условно разделили по степени развития экспериментаторских навыков на три группы:
Нам представляется, что полный набор должен содержать не менее четырех вариантов заданий разного уровня трудности для каждой лабораторой работы, так как в последнем (пятом) семестре один или два варианта начальной степени трудности должны отсутствовать как не соответствующие квалификационному минимуму. Мы полагаем, что максимальное число вариантов ограничено лишь материальными возможностями конкретной лаборатории и чем оно больше, тем легче студенту выбрать подходящий вариант.
Варьировать степень трудности лабораторных заданий можно по уровню самостоятельности их выполнения. На основе структуры человеческой деятельности выделяется пять уровней самостоятельности. Разработкой этой проблемы для школьного физического практикума давно занимается в ЯГПУ доцент кафедры теории и методики преподавания физики А.Н. Майоров, с разрешения которого мы воспроизводим следующую таблицу.
Условие самостоятельной работы | Способы организации самостоятельной работы учащихся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Дано в готовом виде | 1. Цель 2. Предмет труда 3. Средства 4. Программа деятельности | 1. Цель 2. Предмет труда 3. Средства | 1. Цель 2. Предмет труда | 1. Цель | Проблемная ситуация | Требуется выполнить самостоятельно | 1. Получить конечный продукт | 1. Составить программу деятельности 2. Получить конечный продукт | 1. Подбор средств 2. Составить программу деятельности 3. Получить конечный продукт | 1. Подбор предмета 2. Подбор средств 3. Составить программу деятельности 4. Получить конечный продукт | 1. Сформулировать цель 2. Подбор предмета 3. Подбор средств 4. Составить программу деятельности 5. Получить конечный продукт Эта классификация по степени самостоятельности может служить одним из обоснований многовариантного построения лабораторных работ по физике. Особенности построения вузовского практикума предполагают дифференциацию не только по степени самостоятельности выполнения, но и по степени сложности самого лабораторного задания. Здесь от варианта к варианту изменяется цель или предмет труда, а следовательно, изменяются и средства труда, и программа деятельности, и конечный продукт. Таким образом, комбинируя степень сложности и степень самостоятельности, можно создать большое количество вариантов лабораторных заданий, дифференцированных по степени трудности. Изложенные положения мы иллюстрируем практическим примером построения дифференцированных лабораторных заданий. Лаборатория оптики Лабораторная работа N 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕТОТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛАМП НАКАЛИВАНИЯ МЕТОДОМ СУБЪЕКТИВНОГО ФОТОМЕТРИРОВАНИЯ Здесь будут упомянуты только те разделы лабораторной работы, которые подвергаются изменениям от варианта к варианту. Для удобства сравнения здесь приводятся не сами варианты заданий, а их изложение с нарушением порядка следования разделов. ВАРИАНТ 1 Лабораторное задание:
Особенности описания:
ВАРИАНТ 2 Лабораторное задание:
Особенности описания:
ВАРИАНТ 3 Лабораторное задание:
Особенности описания:
ВАРИАНТ 4 Ставится проблема: выяснить, можно ли принять имеющуюся в работе лампу накаливания за точечный источник света. Возможен вариант проблемы: оценить световой поток лампы накаливания через переднюю полусферу. Вопросы для допуска к работе
Во втором варианте не обсуждаются четвертый и пятый вопросы. В третьем и четвертом вариантах специальный допуск к работе не проводится. Контрольные вопросы
Во втором варианте не обсуждается, например, пятый вопрос. В третьем варианте - четвертый и пятый вопросы. В четвертом варианте контрольные вопросы целенаправленно не обсуждаются, а защита работы производится путем вольного обсуждения полученных результатов. В начале работы студент получает все варианты заданий. После выбора желаемого варианта он работает с методическим руководством, соответствующим только этому варианту задания. Введение разноуровневых заданий и работа студента по выбранному им варианту будет способствовать, с нашей точки зрения, активизации познавательной деятельности студента и формированию его профессиональных умений при выполнении работ лабораторного практикума. Информация об авторе статьи
Информация получена с сайта Yspu.yar.ru Авторы: Г.В. Жусь, В.К. Мухин Случайные статьи Шпоры и шпаргалки Технология внутришкольного тестового контроля учебного процесса Возможности курса "Компьютерная графика" для студентов педагогических вузов Формирование психолого-дидактической культуры учителя в процессе повышения квалификации Из опыта подготовки учителя к работе в классе коррекционно-развивающего обучения
|