Авто/Мото Бизнес и финансы Дом и семья Интернет Компьютеры Культура и искусство Медицина и Здоровье Наука и образование Туризм и путешествия Спорт Строительство и ремонт Дети и их родители

     Наука и образование » Образовательные методики » Из опыта подготовки учителя к работе в классе коррекционно-развивающего обучения    

Из опыта подготовки учителя к работе в классе коррекционно-развивающего обучения

Главная




В реальной школьной жизни учителя массовой школы сталкиваются со значительным числом учащихся так называемой “группы риска”.

К группе риска специалисты относят детей, которые в силу физической и психической ослабленности, психосоциальной запущенности характеризуются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшие, чем сверстники, качества приспособительных, адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки. Вместе с тем эти дети имеют соответствующие возрастным нормативам умственные способности, чем отличаются от детей с задержкой психического развития.

Озабоченность общества судьбами этих детей, осознание необходимости обеспечения охраны их физического и нравственного здоровья, обеспечения полноценного образования и личностного развития - все это привело к созданию классов коррекционно-развивающего обучения (КРО).

В истекшем учебном году в Ярославле функционировало 232 класса КРО в 60 школах.

Практика показывает, что зачастую учителя не имеют даже психологической готовности для работы в таких классах, не говоря уже о специальной подготовке. Многие из них приступают к работе в этих классах по настоянию администрации.

В то же время работа в этих классах исключительно социально ответственна и специфична, а поэтому подготовка учителя должна осуществляться с достаточной тщательностью. Значительное место в такой подготовке должно отводиться перестройке личности учителя, формированию умений нетравмирующего общения.

Методическая грамотность учителя класса КРО также имеет свою специфику. Учитель должен уметь так дидактически обработать учебную информацию, чтобы, не упрощая ее до примитивности, сделать доступной для каждого ученика, обеспечить полноценное его развитие.

С нашей точки зрения, подготовить учителя для работы в классах КРО в стенах вуза довольно сложно. В вузе необходимо познакомить студентов с социально-педагоги-ческими аспектами деятельности, успешным опытом учителей, что, несомненно, будет способствовать формированию адекватных представлений о характере работы в таких классах. Осуществить эту цель можно в ходе спецкурсов и спецсеминаров при изучении методики преподавания соответствующей дисциплины, педагогической психологии, а также при написании курсовых и дипломных работ.

Гораздо эффективнее может быть организована доподготовка учителя, имеющего уже некоторый опыт практической работы в общеобразовательных классах.

Нами разработаны и уже трижды апробированы экспериментальные варианты такой доподготовки на примере учителей математики г. Ярославля.

Анализ проделанной работы позволяет предложить следующую схему ее организации. Она содержит 5 этапов: 1 - набор, 2 - диагностика проблем учителей, 3 - организация занятий, 4 - послекурсовая практика, 5 - защита исследовательских проектов.

Рассмотрим особенности каждого этапа.

При организации набора считаем целесообразным не делать группу слишком большой, оптимален состав группы из 10-12 человек. Имеет смысл набирать в группу учителей, работающих в классах КРО (желательно начинающих), осознающих необходимость специальной подготовки. Диагностика проблем учителей, работающих в КРО, прежде всего включает анкетирование. В результате анализа анкет учителей выявляется следующая картина.

Большинство из них отмечают неготовность к работе в классах КРО, недостаточное количество методической и психолого-педагогической литературы практической направленности, незнание психологических особенностей детей этих классов, большие трудности в организации общения с ними, в установлении контакта, неумение оказать действенную помощь учащимся. Учителя отмечают также, что их собственное эмоциональное состояние характеризуется чаще всего тревожностью, обеспокоенностью, неуверенностью в успехе. Полученная информация служит базой для проведения индивидуального собеседования с каждым учителем и выработки программы его индивидуального роста.

Наиболее ответственным является этап организации занятий. Его основные направления: аудиторные занятия; выход в школу для посещения и анализа уроков учителей, успешно работающих в классах КРО; участие в групповой дискуссии по типу “Круглый стол”; домашняя самостоятельная работа.

Послекурсовая практика предусматривает проведение каждым участником зачетного урока по заранее составленному графику, его самоанализ и коллективный анализ.

Наконец, каждый участник должен выбрать тему исследовательского проекта, отражающего специфику работы в своем классе.

С нашей точки зрения, документ, полученный в результате такой комплексной деятельности, дает право учителю работать в классе КРО.

Рассмотрим несколько подробнее содержание аудиторной работы. Важнейшая особенность занятий - гармоническое сочетание, взаимопроникновение информации психологического и методического характера. В нашем опыте занятия проводились тремя специалистами - преподавателем методики преподавания математики, преподавателем педагогической психологии и методистом центра развития образования, являющимся одновременно учителем-практиком. Занятия проводились в такой последовательности. На первом занятии осуществлялось введение в проблему обучения детей “группы риска”. Цель его - формирование правильной установки на роль, место и задачи учителя, работающего с такими детьми. Затем следовало посещение урока в школе. Наши наблюдения за учителями-курсантами свидетельствуют о том, что важно убедить их в возможности достижения значительных успехов в обучении и воспитании этих детей. После этого посещения у всех учителей возникает искреннее желание заниматься и работать над собой.

Дальнейшие аудиторные занятия представляют чередование психологического и методического содержания. Занятие по педагогической психологии позволяет учителю познакомиться со стратегией работы с разными типами учащихся, научиться элементам саморегуляции, освоить приемы нетравмирующего общения, составлять индивидуальные психолого-педагогические характеристики учащихся, правильно строить общение с родителями.

На занятиях методического характера рассматриваются проблемы диагностики уровня знаний и умений учащихся по математике, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию обучения с целью достижения коррекционно-развивающего эффекта. Центральное место в курсе занимает проблема специфики различных элементов урока математики в классе КРО (оборудование урока, цели, актуализация знаний, организация усвоения нового, выработка умений и навыков, контрольно-оценочная деятельность и др.), а также методического обеспечения всей работы.

Посещение уроков учителей, прошедших курсы, убеждает нас в том, что реализация избранной схемы подготовки дает положительный эффект.

Информация об авторе статьи

Информация получена с сайта Yspu.yar.ru

Авторы: Е.Ф. Медвецкая, Г.Ф. Третьякова, О.П. Шарова

 

Случайные статьи

Зачетные уроки по общей биологии: нетрадиционный подход к организации и проведению
В последнее время в школе стала формироваться лекционно-семинарская система обучения старшеклассников. Она является переходной от обычной в школе классно-урочной к вузовской. Дело в том, что сложный и...

Методика проведения ролевых и деловых игр на уроках химии
Наш личный опыт и опыт других учителей показывает, что ролевые и деловые дидактические игры целесообразно проводить на этапе обобщения знаний, когда большое внимание уделяется вопросам практического и...

Когда тренинг приносит результат.
Тренинг — модное слово. Одни руководители вводят в штат своего специалиста, чтобы он постоянно натаскивал персонал, другие считают тренинги бесполезной тратой денег. Кто прав? И те и другие.

 


0,96347498893738