В последнее время в школе стала формироваться лекционно-семинарская система обучения старшеклассников. Она является переходной от обычной в школе классно-урочной к вузовской. Дело в том, что сложный и объемный учебный материал, изучаемый в старших классах, требует использования метода лекции для его объяснения. Уроки-лекции становятся основным типом уроков.
Их дополняют уроки-семинары, конференции, уроки, на которых ученики работают самостоятельно с учебником, натуральным материалом, дидактическими карточками. Заключительный урок по теме проводится как зачетный. Иногда он может быть проведен после изучения двух или даже трех небольших, взаимосвязанных по содержанию тем в конце четверти или полугодия.
Довольно часто в массовой практике работы учителей на зачетном уроке проводятся контрольные письменные работы. В другом случае ученики отвечают поочередно устно по вопросам темы. В обоих случаях учителя пытаются проверить знания учеников по всему материалу темы, порой мало используют вопросы на связь теории с практикой, выясняющие степень понимания изученного, мало проверяется усвоение практических умений и навыков. Следует сказать, что подобная методика способствует в основном выполнению контрольно-учетной функции. Остальные функции остаются реализованными не полностью.
К настоящему времени в практике работы некоторых учителей появились и другие методики проведения урока-зачета. Предлагаемая в данной статье методика проверена в практической работе некоторых школ города и области. Суть ее состоит в следующем.
Перед началом изучения темы ученикам сообщается о зачетном уроке по изученному материалу и о требованиях, предъявленных к их знаниям и умениям. Они следующие:
знание фактического материала, основных биологических законов и теорий; осмысленность знаний, самостоятельность суждений, обобщений и выводов; культура и грамотность речи; умение применять знания на практике, умение связать теорию с практикой; овладение практическими умениями. Зачетные уроки обычно спаренные. Это позволяет использовать на них различные методы и приемы проверки знаний и умений, организовать разные виды деятельности учеников.Как правило, на первом уроке проводится индивидуальная работа по выполнению контрольной письменной работы и, если позволяет время, фронтальная (тестирование, словарный диктант и т.п.). На втором уроке организуется работа учащихся в группах. Ученики делятся на группы по 4-6 человек, в зависимости от общего количества учеников в классе. Сначала им предлагаются для обсуждения вопросы, выясняющие степень понимания ими изученного материала. Эти вопросы называются творческими. К ним относятся вопросы на сравнение каких-либо объектов явлений, объяснение сущности какого-либо явления, приведения своих примеров, вопросы на связь теории с практикой, установление причинно-следственных связей.
На обсуждение вопросов в группе отводится 5-7 минут. Затем выступает один ученик от первой группы. Ему за ответ ставят оценки другие группы и учитель с помощью цветных жетонов. Так поочередно выступают представители от каждой группы. Такой прием повышает активность учеников и способствует воспитанию межличностных отношений.
После обсуждения творческих вопросов группы получают задание на проверку практических умений и навыков. Здесь могут быть задания по работе с натуральными объектами, изобразительными пособиями (таблицами, рисунками, открытками и т.п.), учебником и дополнительной литературой. Оценка выполненных заданий происходит так же, как описано выше.
Таким образом, сначала проверяется усвоение учениками фактического материала, законов, теорий, терминов, а затем - осмысленность знаний, самостоятельность суждений и овладение практическими умениями и навыками. Это позволяет осуществить не только контроль за усвоением знаний и умений, но и способствует развитию и воспитанию школьников, помогает им лучше осмыслить изучаемый материал. Кроме того, подобная методика делает урок более интересным и не столь утомительным для учеников.
По итогам зачетного урока каждый ученик получает по две-три-четыре оценки, так как каждый вид его работы оценивается отдельно. Это поможет самому ученику лучше оценить свои успехи; выяснить, что он усвоил, а что - нет.
При выставлении оценки за четверть учитываются не только оценки с урока-зачета, но и другие виды работы учеников: устные ответы на уроках, выступления на семинарах и конференциях, оформление лабораторных работ и т.п. Такая многосторонняя оценка их деятельности будет способствовать более объективной аттестации учащихся, повышению их активности, ответственности, самостоятельности в учебе, уровню их подготовленности.
Рассмотрим, в качестве примера, как проводится зачетный урок по теме "Эволюционное учение". Изучив эту тему, ученики должны
а) знать:
предшественников Ч.Дарвина и их вклад в создание теории эволюции; предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина; основные положения учения Ч.Дарвина об эволюции органического мира: движущие силы эволюции, результаты эволюции, процесс формирования приспособлений, видообразование; критерии вида и его структуру; мероприятия по охране видов; основные понятия темы: эволюция, эволюционное учение, наследственность, изменчивость, вид, популяция, сорт, порода, дивергенция, искусственный отбор, естественный отбор, борьба за существование, микроэволюция. б) уметь: наблюдать изменчивость у растений и животных; наблюдать черты приспособленности у живых организмов к среде обитания; объяснять возможные пути возникновения приспособлений с точки зрения эволюции; объяснять возможные пути выведения сортов растений и пород животных; работать с учебником, натуральным материалом и изобразительными пособиями; связать некоторые положения теории эволюции с практикой сельского хозяйства, медициной; работать с дополнительной литературой. Об этом ученики должны быть осведомлены заранее.Урок проводится по следующей структуре:
выполнение письменной контрольной работы по вариантам; обсуждение вопросов творческого характера в группах; проверка практических умений при работе в группах. В контрольной письменной работе шесть вариантов. В каждом варианте один вопрос на знание фактического материала, а второе задание на заполнение таблицы. Контрольная работа выполняется на первом уроке, а на втором уроке проводится работа в группах.Для проведения урока потребуется некоторое оборудование: дидактические карточки для всех видов работ, гербарий из набора для курса основ дарвинизма, клубни картофеля (или корнеплоды моркови, луковицы лука, семена фасоли и т.п.), цветные жетоны для оценки знаний, наборы открыток, таблицы.
Варианты контрольной работы могут быть такими:
I вариант
1. Каковы основные положения теории Ч.Дарвина?
2. Заполните таблицу: Формы изменчивости
Форма изменчивости | Ее определение | Примеры | Значение для эволюции |
II вариант 1. Каковы критерии и структура вида? 2. Заполните таблицу: Формы борьбы за существование
|