Наука и образование » Научные исследования » Смерть под деревом

Смерть под деревом

Данные радиоуглеродного анализа костей доисторических животных показывают, сколь долго они существовали в тех местах, куда приходили древние люди. Мамонты и люди встретили всего на тысячу лет. Этот срок представляется слишком длинным, чтобы свидетельствовать о ключевой роли охотников; но в то же время есть немало фактов, указывающих, что люди могли способствовать вымиранию доисторических млекопитающих, когда те оказались в неблагоприятных климатических условиях

Охота на мамонтов не состоялась — они вымерли сами, от голода…

Для того, чтобы реконструировать внешний вид мамонта, приходится пользоваться множеством разных методов. Некоторые детали ученые из Пенсильванского университета смогли уточненить, только расшифровав последовательность нуклеотидов в ДНК вымершего животного

Смерть под деревом" 7362.gif

Ученым, видимо, еще долго предстоит спорить о том, каковы были причины массового вымирания доисторических млекопитающих. Задача не раз объявлялась решенной (см., например, статью «Они… существуют» в «Вокруг света» или «Мамонтовый вопрос решен» в журнале «Знание – сила»), однако все время находились основания в предложенном решении усомниться и начать разрабатывать новую гипотезу. Нечто похожее происходит и с древними гигантскими рептилиями: найти убедительную причину прекращения их безраздельного владычества на планете в течение более 300 миллионов лет тоже не просто. Ясно одно – к смерти динозавров наши древние предки никак не причастны. Чего нельзя сказать о мамонтах: в то время, когда они мирно паслись на пастбищах Канады и острова Врангеля, в Египте уже начинали строить пирамиды, а Тезей точил меч на Минотавра. Соответственно, какие-то их современники могли питаться мясом мамонта и шить из его шкуры теплые юрты. Понятен соблазн допустить, что от тех древних людей мамонты подхватили какую-то заразу – к примеру, грипп, – оказавшуюся для них смертельной.

Смерть под деревом" 7363. -->

Профессор Дейл Гатри на протяжении 20 лет собирал кости ископаемых животных, чтобы исследовать их методом радиоуглеродного анализа. Фото National Geographic

Дэйл Гатри (Dale Guthrie), исследователь из Аляскинского университета в г. Фэрбанксе, почти 20 лет занимался изучением костей крупных млекопитающих, обитавших на Аляске и Юконе. За это время он подверг радиоуглеродному анализу более 600 отобранных образцов, и пришел к выводу, что причиной их гибели здесь стали изменения климата.

Идея тоже не нова. По наиболее экзотической версии, мамонты были просто заморожены, когда внезапно произошла смена магнитных полюсов, и на какое-то время магнитное поле земли, защищающее ее от солнечной радиации и космических лучей, практически исчезло. Известно, что такая «переполюсовка» на земле, действительно, иногда случается, но в последний раз это было задолго до появления на ней людей. Версия Гатри, опубликованная в майском номере журнале Nature (2006, № 441, р. 207–209), не столько радикальна, хотя и не менее драматична.

В соответствии с ней, увеличение влажности и потепление, произошедшее 11,5–13,5 тыс. лет назад привели к тому, что съедобные растения стали встречаться в более северных районах. Вслед за ними туда переселились лошади, мамонты, бизоны и олени. Но затем все более смягчающийся климат сыграл злую шутку с крупными млекопитающими. Тут выросли деревья, лишив света те низкорослые растения, которыми эти животные питались. С появлением лесов их пища переместилась с поверхности земли на верхушки деревьев и оказалась для них недосягаемой. По-видимому, олени и бизоны приспособились, в конечном итоге, к новому ландшафту лучше, чем мамонты и лошади.

Человеческий фактор

Одновременно с распространением лесов, на территории Сибири, а затем Аляски и других районов американского континента появились люди, занимавшиеся охотой. Примерно в то же время здесь появился американский лось. Вскоре после этого, доисторическая лошадь, а затем и мамонт вымерли. Поголовье бизонов и оленей сократилось, но они выжили, как и американский лось,.

Высказав свою гипотезу, Гатри приступил к критике гипотез своих предшественников. Прежде всего, он отводит теорию гибели животных от эпидемий каких-либо болезней как не пользующуюся популярностью среди ученых и предположение о том, что исчезновение мамонтов привело к вымиранию остальных животных, как не соответствующее данным о возрасте найденных костей. Наибольшего внимания заслуживает третья, широко обсуждавшаяся теория, согласно которой люди истребили большое количество крупных млекопитающих, вызвав резкое сокращение их численности.