science/5460. -->В экспериментах было обнаружено интересное явление: испытуемый начинал лучше себя чувствовать в тот момент, когда его физиологические функции совпадали по фазе. Происходила синхронизация биологических ритмов человека. При их несовпадении его состояние ухудшалось. Именно такое состояние человека, когда нарушается синхронность функций в организме можно наблюдать при трансконтинентальных перелетах летчиков и пассажиров в восточном или западном направлении. Во время таких перелетов и позже в течение некоторого промежутка времени у летчиков и пассажиров отмечается ухудшение общего самочувствия: усталость, сильное недомогание, появляется желание спать днем и бодрствовать ночью.
Наиболее выражено недомогание при перелете с запада на восток. Это происходит потому, что при перелете через многие меридианы нарушается соответствие внутренних биологических часов организма человека с местным временем, чего не бывает при перелете на юг в пределах одного часового пояса. Перелеты с севера на юг и обратно при тех же скоростях самолета воздействия на организм не оказывают и не вызывают в нем каких-либо изменений.
Нарушение синхронности физиологических функций при трансконтинентальных перелетах, получившее название десинхроноза, изучается медициной. При десинхронозе организм в новых условиях некоторое время продолжает функционировать по-старому, а затем постепенно начинает привыкать к новому распорядку дня. Происходит синхронизация биологического времени с местным, астрономическим. Оно длится обычно от двух дней до двух недель. Таким образом, спортсмены и артисты, перелетевшие из Западного полушария в Восточное, должны выждать две недели, пока не наступит синхронизация их биологических ритмов с местным временем. Период, необходимый для привыкания к местному времени, неблагоприятен для выступлений.
Десинхроноз после дальних перелетов учитывается при проведении международных совещаний, где должны решаться важные вопросы. На таких совещаниях американские ученые рекомендуют принимать решения в первые дни после полета: для тех, кто летел в восточном направлении,- в утренние часы, а для летевших в западном направлении – вечером.
Однако есть и другой путь. Организм человека может быть подготовлен к новому местному времени до полета, либо после полета. Приспособление к новым условиям после полета, по предложению Ашоффа, можно производить путем использования искусственных указателей времени. С этой целью пассажиров сразу же после полета следует подвергать воздействию укороченных периодов света и темноты. Однако такие способы уменьшения десинхроноза находятся в стадии изучения.
Надо полагать, что ослабить десинхроноз можно и с помощью других, более современных научных методов, например путем ритмического воздействия световыми, звуковыми, тепловыми или электромагнитными сигналами по специально подобранной программе их изменения в процессе воздействия.
Десинхроноз может возникнуть и при космических полетах, поэтому меры борьбы с ним имеют большое значение и в космонавтике. При подготовке к космическим полетам в настоящее время используются более современные методы изучения внутренних часов организма человека по сравнению с теми, которые использовал Ашофф.
Эксперименты по изучению внутренних ритмов организма, впервые проведенные Ашоффом, показали динамику взаимодействия физиологических ритмов организма в суточном цикле. В этом плане интересно проследить, как изменяется интенсивность различных физиологических функций в организме человека в зависимости от времени суток.
Информация получена с сайта Vitaminov.net
Источник: Л. И. Куприянович «Биологические ритмы и сон»
Клеточные чудеса и клеточные мошенники
Вера в чудо живет в человеке, в больном человеке – в медицинское чудо. Возможности медицины действительно расширились. Но там, где серьезные ученые проводят исследования, дельцы спекулируют на чужих д...
Клонирование: за и против
Слово «клонирование» становится популярнее с каждых годом. Хотя лишь очень немногие до конца понимают, что же это такое. И почему одни специалисты убеждены, что клонирование спасет человечество, а дру...
Рождение океана
«Крышка люка задраена. Мы, командир экипажа Александр Подражанский, борт-инженер Алексей Рулев и я — наблюдатель Владимир Литвин, — остались в рабочем отсеке «Пайеиса». Размещаемся перед коническими и...
Пока ждет «Одиссей»
В северной Атлантике день за днем не стихает ветер. Низко над мачтами «Одиссея» бегут рваные серые облака, длинные волны зыби мерно раскачивают судно, но погода вполне сносная для работы научно-поиско...
Набег на Хелефонну
Тот полевой сезон был девятым для гляциологической экспедиции Института географии АН СССР, которая превратилась, по существу, в небольшое научное подразделение, изучающее все процессы эволюции оледене...