Авто/Мото Бизнес и финансы Дом и семья Интернет Компьютеры Культура и искусство Медицина и Здоровье Наука и образование Туризм и путешествия Спорт Строительство и ремонт Дети и их родители

     Дети и их родители » Физическое развитие детей » Воображение в жизни малыша    

Воображение в жизни малыша

Главная




— Мамочка, поиграй со мной!
— Некогда. Надо вставать. Я опоздаю на работу, а ты в детский сад.
— Только одну минутку! Будем играть в моторную лодку, которая плывет по морю. Твое одеяло будет морем, а я буду управлять моторной лодкой. А теперь сделай волны. Моторка наклоняется набок, но ты не бойся, она не перевернется, я умею управлять.

Владек старательно подражал рокоту моторной лодки, наклонялся то влево, то вправо... Мать с удовольствием наблюдала за игрой, однако беспокоилась, успеет ли сделать все необходимое до ухода на работу.
— Нам уже нужно вставать!
— Еще один поворот — и моторка войдет в порт.

Однако «вход в порт» задерживался, моторка поворачивала и поворачивала, а управляющий ею Владек давал выход своей энергии и воспоминаниям о каникулах, проведенных у моря. Нетерпение матери росло, и ей вдруг пришла в голову мысль, которая, как она надеялась, должна была приблизить конец игры. Она воскликнула:
— Владек, спасайся, акула!
Реакция доблестного владельца «моторки» была совершенно неожиданной. Он с плачем прижался к матери:
— Мамочка, я боюсь, она нас съест!
— Я пошутила! Посмотри, мы ведь не в море, а дома, в постели.
— Я боюсь акулы!
— Да нет никакой акулы! Открой глаза и посмотри, мы у себя в комнате, откуда здесь взяться акуле?

Владек понемногу успокаивался.
— Почему ты так испугался? Ведь это была только игра. Ты представлял, что плывешь на моторной лодке, а я пошутила.
— Папа читал в газете, что одного человека растерзала акула.
— Так ведь то было в море.
— Ты так громко закричала: «Акула», и я ее увидел.
— Не мог ты ее увидеть.— Матери очень хотелось убедить Владека в том, что его испуг необоснован.
— Правда, увидел. Она стояла у меня перед глазами.
— Ну, а теперь быстренько одеваться, мы опаздываем.

Обычные утренние хлопоты не могли отвлечь мать Владека от вопросов: «Почему столь сильной оказалась реакция мальчика на ее возглас «акула!»? Неужели пятилетний ребенок с таким трудом отличает вымысел от реальной действительности? Но ведь испуг Владека не был притворным?..»

***
Моменты, похожие на те, которые пережил Владек, бывают иногда у детей дошкольного возраста, особенно это характерно для трехлетних ребят. У них еще нет четкой границы между реальностью и вымыслом. В последующие годы благодаря умственному развитию подобные случаи бывают значительно реже, хотя с некоторыми детьми они происходят даже в школьном возрасте. Их переживают чаще всего дети с богатым воображением.

Благодаря воображению ребенок может воссоздать в своем уме образ живого льва, которого он видел в зоопарке, или кита, увиденного ранее на картинке. У некоторых детей воссоздаваемый образ настолько выразителен, что им представляется все воображаемое реальной действительностью. Есть дети, воображение которых способно создавать образы предметов и ситуаций, которых они никогда не видели и не переживали.

Живость и богатство воображения зависят от общего развития ребенка, в том числе и от его эмоционального восприятия действительности. Очень впечатлительные дети нередко серьезно переживают различные придуманные, нереальные ситуации. Они склонны фантазировать, выдумывать, причем так, что окружающие необоснованно считают их рассказы разновидностью лжи. Однако ребенок, который рассказывает выдуманные истории, чаще всего верит в правдивость того, что он говорит.

Обычно родителей больше интересует живость и богатство воображения ребенка в раннем детстве или тогда, когда развитие его воображения начинает их волновать (например, в случае с Владеком). В то же время многие родители еще редко пытаются разобраться в другого рода проблемах, связанных с развитием воображения ребенка, особенно в более старшем, школьном возрасте.

Воображение находится в тесной связи с развитием мышления и памяти, а также с эмоциональными переживаниями, играет серьезную роль в познании ребенком окружающего мира. Ведь не все предметы и явления доступны непосредственному познанию. Мы не можем отвезти ребенка на Канарские острова или в африканскую саванну, о которых ему рассказывают на уроке географии. Не все химические и физические опыты учитель может продемонстрировать в школьной лаборатории. Чтобы понять историю человечества, нужно представить себе жизнь наших предков в далекие времена. Переживания своих родителей и дедов в годы второй мировой войны, условия их жизни в первые послевоенные годы дети могут представить себе только с помощью прочитанных книг, просмотренных кинофильмов или рассказов очевидцев.

Познание многих предметов, ситуаций, явлений, процессов осуществляется косвенным путем, благодаря возникновению новых представлений, основанных на реальных фактах и известных явлениях. Однако не все дети в одинаковой степени способны создавать новые представления, не все обладают одинаково живым воображением. Оно зависит в основном от богатства впечатлений, полученных в предыдущие годы.

Большое влияние на развитие воображения у ребенка оказывает окружающая его среда. Все впечатления и переживания детей связаны с действительностью, почерпнуты из жизни. Благодаря беседам с взрослыми, кинофильмам, телевизионным передачам, прочитанным книгам ребенок постепенно накапливает опыт, который способствует развитию его воображения.

Возглас матери не вызвал бы у Владека испуга, если бы мальчик ничего не услышал от отца об акуле и не знал бы происшествий на море. Но Владек располагал необходимыми сведениями, поэтому смог представить себе живую акулу.

Однако на такое воображение способен не каждый ребенок. Есть дети, у которых новые представления возникают сравнительно легко, но есть и такие, которым трудно вообразить то, чего они никогда не видели, или восстановить в памяти, ранее полученные впечатления. Возможно, что у другого, менее впечатлительного ребенка напоминание об акуле, о которой Владек только слышал, не вызвало бы такой сильной реакции и возникновение в воображении образа акулы не сопровождалось бы испугом.

Способность создавать в своем воображении новые представления, как правило, положительно влияет на развитие ребенка, его действия и увлечения. Дети с богатым воображением способны в одиночку играть в сложные конструкторские игры (умеют вообразить себе гараж, дворец, аэропорт, которые хотят построить), в тематические игры (представляют себя в роли врача, путешественника, шофера, моряка, «видят» вокруг себя море, волны, весь «фон», на котором развивается игра). Такие дети никогда не скучают. Когда у них не хватает игрушек, им достаточно палки, чтобы увидеть в ней коня или руль автомобиля, в зависимости от желания. Такие дети чаще всего становятся инициаторами коллективных игр, организаторами интересных мероприятий, ходом которых сами и руководят.

Детям, обладающим богатым воображением, легче учиться в школе. Они лучше усваивают содержание предмета. Более творчески выполняют рисунки на заданную или произвольную тему, встречают меньше трудностей при написании сочинения. Когда они читают вслух стихотворение или прозаический отрывок, то выполняют это значительно лучше детей с ограниченным воображением, так как легко представляют себе сцены и события, описываемые автором.

Однако есть дети, имеющие богатое воображение, которое им серьезно мешает успешно учиться. Во время уроков они могут сидеть спокойно, никому не мешать, но не принимать никакого участия в занятиях, думать о чем-то другом.

Живое воображение, вызванное словами учителя, неожиданным воспоминанием о прочитанной книге или видом из окна, уводит такого ребенка из атмосферы класса. Он как бы выключается из окружающей его среды и полностью погружается в свои воспоминания и мечты. Особая склонность к такому состоянию проявляется у детей, которые много времени проводят в одиночестве, поэтому выработали привычку фантазировать, чтобы таким образом хотя бы частично компенсировать отсутствие действительных впечатлений.

Склонность к мечтам, в которых ребенок представляет себя в самых различных фантастических ситуациях, особенно в будущем, проявляется чаще всего у девочек и мальчиков подросткового возраста.

Впечатлительные дети обычно отличаются более богатым воображением. Эмоциональные переживания являются для них источником многих представлений, в том числе и возникновения чувства страха. Например, ребенок, который не выучил урок, может хорошо представить себе учительницу, назвавшую его фамилию и спрашивающую урок, а затем родителей, реагирующих на плохую отметку. В связи с этим представлением он испытывает более сильное чувство страха, чем ребенок с менее развитым воображением.

Богатое воображение способствует и нравственному развитию. Ребенку с живым воображением легче понять переживания другого человека. Когда он слышит о радости или неприятностях своего товарища, он представляет все обстоятельства случившегося события, поэтому более склонен к пониманию, сочувствию или оказанию помощи.

Многие дети обладают направленным воображением, можно сказать «специализированным», например пространственным (особенно полезным при изучении геометрии, географии, физики), техническим, литературным, музыкальным. Такое воображение зависит от развития соответствующих способностей и интересов ребенка.

Чтобы хорошо изучить своего ребенка, познать особенности его характера, интересов, способностей, надо обращать серьезное внимание на развитие воображения и его влияние на действия, поступки, все поведение ребенка. Это поможет понять многие эмоциональные переживания ребенка и сделать правильные выводы.

Информация об авторе статьи

Информация получена с сайта Kinder.com.ua

Случайные статьи

Ученье - свет, но осанка дороже
С первого же дня в школе позвоночник ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки. Гиподинамия, неудобная мебель, отсутствие навыка правильной осанки - все это ухудшает состояние опорно-двигательно...

Что мог бы рассказать новорожденный?
С чем приходит в этот мир новорожденный человечек? Так ли он беспомощен и неприспособлен к жизни, как кажется? Если рассматривать этот вопрос только с позиции возможности выжить без ухода взрослого, т...

Развитие двигательной активности малыша
Новорожденный, появившись на свет, должен многому научиться: двигаться, слышать, смотреть. Ребенок развивается, становится все более активным и учится осмысленно управлять своим телом. «Двигательной ...

Умственное развитие
Ребенок растет и учится не только садиться, ползать и ходить, но и узнавать других людей, интересоваться окружающим миром, говорить. Часто родители связывают умственное развитие малыша с физическим, с...

Первые шаги
Умение ходить приходит к малышу не сразу, и это может произойти раньше или позже. Интересно, что далеко не во всех странах родители считают, что детей нужно учить ходить. В Азии и Африке у многих наро...

 


0,78172898292542