Авто/Мото Бизнес и финансы Дом и семья Интернет Компьютеры Культура и искусство Медицина и Здоровье Наука и образование Туризм и путешествия Спорт Строительство и ремонт Дети и их родители

     Культура и искусство » Архитектура и дизайн » О русском деревянном зодчестве и его шедевре    

О русском деревянном зодчестве и его шедевре

Главная




Куда ни глянь - вода, камни, леса. Низко, над самой водой, стелются чайки. Вечер. В озере едва колышутся отражения багряных облаков. Легкий ветерок доносит терпкий запах замшелых валунов, сосновой хвои. Вот в последний раз вспыхнуло заходящее солнце, скользнуло слабеющим лучом по деревьям и погасло. 

А когда загорелась утренняя заря и омытое чистой росой светило снова поднялось над озерной гладью, глазам предстало удивительное зрелище: высоко в небо взметнулось стройное и сильное здание, словно рожденное единым росчерком великого художника.

Это Успенская церковь в Кондопоге на берегу Чупа-губы Онежского озера, построенная в 1774 году.

Нет в ней ни сложной композиции архитектурных форм, ни феерического многоглавая, как в Кижах, ни затейливого декора - ничего, что бы существенно отличало ее от других северных шатровых церквей. И все же равной ей нет! Как в фокусе линзы, собрались здесь лучшие черты народного зодчества, а простота претворилась в такое величие, какое впечатляет куда сильнее самых изысканных украшений... 

Издавна русский человек селился по богатым лесом берегам озер и рек. Лесные чащи давали ему приют, кров, пищу. Из дерева рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города и крепости. От одной деревни к другой, от города к городу шли артели плотников с топорами за поясом. Они и создавали удивительные памятники архитектурного и строительного искусства. Имена их, как правило, неизвестны, ведь строили не бояре и воеводы, не заезжие прославленные зодчие, а простые русские мужики. Народ - тот самый, что испокон веков жил на этой земле, пахал и защищал ее, орошал своим потом и кровью, слагал о ней песни.

На протяжении столетий страна наша не знала покоя. Воинственные соседи, княжеские усобицы, нашествия могущественных врагов с востока, запада и юга не позволяли ей надолго вложить меч в ножны. Но несокрушимым заслоном вставали перед недругом русские города. Те же крестьяне и посадские люди брались за топор, рубили лес и ставили крепости - города, городцы, детинцы, кремли, остроги. Словно кольчуга воина, опоясывали их кольца бревенчатых стен, о которые разбивались вражеские орды.

Летописи рассказывают, что уже в IX веке, на заре русской государственности, были построены города-крепости: Новгород, Полоцк, Белозерск, Ростов Великий. К концу XVI столетия на южной границе Московской Руси выросла сильная оборонительная линия из деревянных крепостей - Воронеж, Ливны, Елец, Кромы, Оскол, Белгород; на берегу Белого моря - Кола, Кемь, Сумский острог; в Поволжье - Черный Яр, Самара, Царицын. Иногда на стратегических рубежах возводились "стоялые остроги"; в них постоянно никто не жил, но в военное время сюда посылались гарнизоны. Героический образный строй укоренился в народной архитектуре и стал одной из самых характерных и ярких ее особенностей. Недаром силуэты многих деревянных церквей и звонниц напоминают былинных богатырей, стоящих заставой на русских границах.

Трудная судьба выпала на долю деревянного зодчества и особенно оборонного. Десятки больших и малых войн, пожаров и иных бедствий пронеслись над многострадальной Русью. Гром первых пушек возвестил начало конца прежних крепостей, стены, и башни которых не выдерживали ядер. В XV- XVI веках на месте многих из них вырастают каменные, а в следующие два столетия на смену деревянным повсеместно пришли сложные фортификационные сооружения. Вскоре только полу развалившиеся башни да куда более прочная память народная напоминали о ^золотом веке" деревянного оборонного зодчества.

Для своего времени, однако, это были грозные сооружения. Обычно крепости рубили "тарасами": две параллельные стенки через каждые шесть-восемь метров соединялись поперечными, и образовавшиеся клети заполнялись землей и камнями. Затем настилали сверху бревна, а в самых клетях прорубали небольшие окна - бойницы нижнего боя. Для защиты воинов от стрел, ядер и пуль на стенах устраивались брустверы-"обламы": их сооружали на выпускных бревнах поперечных переборок и покрывали двускатными кровлями. Бойницы тут прорубались со скосом вниз, чтобы увеличить площадь обстрела, а в полу делались "стрельницы", через которые горячей смолой или кипятком защитники поражали врага, прорвавшегося к самой крепости.

Информация об авторе статьи

Информация с сайта: http://www.artprojekt.ru/

Случайные статьи

Мавзолей В.И.Ленина
Мавзолей на Красной площади в Москве - усыпальница В.И. Ленина, одна из вершин советской архитектуры. Архитектор - А.В. Щусев. Первый (временный деревянный) вариант Мавзолея был открыт 27 января 192...

Петропавловская крепость
Расположенная на небольшом островке в устье Невы крепость является историческим ядром города. Заложена Петром I в 1703 г. по его собственному чертежу в соответствии с фортификационной системой С. Воба...

Собор Архангела Михаила
Собор Архангела Михаила в Московском Кремле Дата создания: 1505 г. - 1508 г. Автор: Алевиз Новый Местонахождение: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" Материал, тех...

Собор Софии в Новгороде
Древнейшее монументальное сооружение города. Построен князем Владимиром Ярославичем (сыном Ярослава Мудрого) в детинце (так издревле называется центральная укрепленная часть Новгорода на более высоком...

Храм Василия Блаженного
Собор Покрова на Рву Дата создания: 1555 г. - 1561 г. Автор: Барма, Постник Материал, техника: кирпич, белый камень, полихромная керамика Возведен в 1555-1561 гг. на Красной площади у каменной Троицк...

 


0,52387595176697