Туристический сегмент активно развивается в Рунете. Сейчас почти каждая туристическая компания имеет собственный сайт и продвигает через Интернет свои услуги.
В каталоге "Яндекса" находится около 3 тысяч туристических сайтов.
Всего же сайтов тур тематики около десяти тысяч. И это только то, что известно "Яндексу".
Конкуренция в туристическом сегменте растет день ото дня. Чтобы выжить в жестких условиях необходимо грамотно разрабатывать, организовывать и позиционировать сайт.
В данной статье попытаюсь рассказать о том, как эффективно продвигать сайты туристической тематики в поисковых системах и получать прибыль.
В целом, продвижение туристических сайтов в поисковых системах мало чем отличается от продвижения других сайтов. Принципы везде одни и те же. Есть ряд моментов, которые стоит учитывать при продвижении:
1. Сезонность
Туры в большинство стран продаются не круглый год, а только в определенные месяцы, так называемый "высокий сезон". Так, например, туры в Крым активно продаются с мая по июль. В остальные месяцы туры продаются, но очень слабо. Кроме периодов "высокого" и "низкого" сезона также
следует принимать во внимание, что в году есть еще несколько периодов, когда продажи туров возрастают:
- перед новым годом (новогодние и рождественские туры)
- перед майскими праздниками
- в летний период
Все эти временные факторы очень важно учитывать при планировании работ по продвижению. Начинать работы по продвижению лучше за несколько месяцев до начала "высокого" сезона. В период резкого роста продаж туров (новый год, лето, майские праздники) возможно
планировать специальные рекламные акции, которые нужно начинать продумывать за 1-2 месяца до активизации продаж.
2. Постоянное изменение цен и иных условий
Цены на туры, условия проживания в отелях, стоимость оформления виз, правила въезда в отдельные страны и еще множество условий постоянно меняются. Это значит, что необходимо постоянно следить за этим и, соответственно, обновлять информацию на сайте, чтобы не вводить в заблуждение потенциальных покупателей туров. Это довольно большая работа, но игра стоит свеч. Мало кто из посетителей сайта будет доволен прошлогодними ценами на отдых.
3. Сравнительно низкая прибыль туристической компании от продаж тура
Комиссия, которую платят туристической компании при продаже тура, составляет в среднем 10%. Следовательно, средняя прибыль от продажа тура составляет 100-200 у.е. Чтобы покрывать издержки (которых немало), туристическая компания должна продавать десятки и сотни туров в месяц.
Любого владельца бизнеса интересует прибыль. В Российских же условиях обычно интересует даже не прибыль, а сверхприбыль. Добиться того, чтобы вложенные в продвижение тур сайта средства вернулись сторицей, задача не из легких. Решить эту задачу можно, пройдя последовательно 3 этапа:
1. Анализ бизнеса. Работа над сайтом. Анализ качества
обслуживания клиентов.
2. Продвижение сайта в поисковых системах. Привлечение клиентов.
3. Анализ и оценка эффекта от мероприятий
Рассмотрю эти этапы более детально.
Анализ бизнеса
Очень полезно и важно начать с анализа бизнеса, который предстоит
продвигать. Термин "продвижение сайта", который широко употребляется, на самом деле, немного не верен. Продвигается ведь совсем не сайт, а бизнес.
Следовательно, для того, чтобы добиться хороших результатов в продвижении, надо изучить бизнес, понять специфику конкретного клиента и возможные тонкости.
Очень важный момент - в процессе анализа бизнеса нужно попытаться понять отличия конкретного бизнеса от конкурентов, выделить преимущества перед конкурентами. Выявленные на этапе анализа бизнеса преимущества (еще их называют "продающие моменты") затем можно использовать в продвижении.
Работа над сайтом
Нет смысла начинать работы по привлечению заинтересованных посетителей на сайт, если сайт не способен помогать Вам в продаже товаров или услуг. Прежде чем начинать продавать через Интернет, надо привести
в порядок основной инструмент продаж - Интернет сайт. Каким основным
требованиям должен удовлетворять туристический сайт:
1. Подробная информация о всем, что интересует туриста
Людям интересно получить максимум информации по предлагаемым видам отдыха. Вот примерный перечень вопросов, которыми задается потенциальный покупатель тура:
- сколько стоит тур,
- есть ли дополнительные сборы (курортный сбор, консульский сбор итп),
- какова продолжительность тура,
- в каком отеле мы будем жить,
- как добраться до места отдыха,
- что входит в стоимость тура,
- каково качество питания, периодичность питания,
- какова программа тура, входят ли туда экскурсии,
- какова погода на том курорте, куда предлагается тур,
- что представляет из себя отель, номер, столовая, окрестности курорта,
- есть ли лечение,
- какие развлечения есть в отеле или в окрестностях, сколько они стоят,
- возможен ли отдых с ребенком,
- нужен ли загранпаспорт, виза, кто поможет с их оформлением,
- как и где купить авиа (ж/д, автобусные) билеты,
чтобы добраться до места отдыха,
- каковы местные обычаи и нравы.
И еще много-много десятков вопросов.
Сайт должен давать ответы на все эти вопросы. Желательно в максимально развернутой и доступной форме, на понятном посетителю языке. Многие сайты ограничиваются размещением туров в формате Excel, предлагая посетителям скачать их. В таком формате скачивать и читать никто не будет, точно так же, как и разбираться в аббревиатурах: DBL, SGL и прочих.
2. Актуальная информация
Информация, представленная на туристическом сайте, должна быть актуальной. Это касается, прежде всего, цен на отели и туры, визы, билеты. Если на сайте размещены старые (а значит, более низкие цены) и посетитель при обращении в офис обнаруживает, что цены выросли раза в два, то
кроме раздражения это ничего не вызовет.
3. Контактная информация и обработка запросов
Контакты турфирмы (туроператора) должны быть на каждой странице в видимом поле, чтобы посетитель сайта не искал их. Если размещены емэйлы, формы он-лайн заказа, ICQ консультантов, то они должны работать. Нет ничего хуже, если посетитель отправит заявку по электронной почте и ничего не получит в ответ. На практике в 7 случаях из 10 именно так и происходит. То есть 7 из 10 клиентов теряется. Запрос посетителя, отправленный через сайт, должен обрабатываться за
1-2 часа.
4. Хорошая навигация
Посетитель должен с первых секунд контакта с сайтом хорошо ориентироваться в нем. В идеале, навигация должна быть построена по принципу "3 кликов", когда до любой страницы сайта посетитель может добраться, сделав всего 3 щелчка мышью.
Обслуживание потенциального клиента, пришедшего на сайт
Привлечь заинтересованного в покупке тура посетителя очень важно. Но не менее важно качественно и быстро обслужить его. Качество обслуживания посетителей становится часто критическим звеном в процессе покупки. Посетитель, который заинтересовался покупкой того или иного тура, может контактировать с компанией разными способами:
1. По телефону
2. По электронной почте
3. Заполнив форму заказа на сайте
4. По ICQ через ICQ консультанта
Очень важно обеспечить быстрое и качественное обслуживание посетителей сайта по каждому из этих каналов, чтобы не упустить ни одного клиента. На телефонные звонки должны отвечать квалифицированно и вежливо. Запросы по электронной почте и через формы заказа должны обрабатываться в течение 1-2 часов. Если на сайте заявлен ICQ консультант, то он должен отвечать в пределах нескольких минут.
Когда сайт приведен в порядок, когда он стал отличным помощником в деле продажи туров, только тогда можно и разумно переходить к следующему этапу - продвижению сайта в поисковых системах и привлечению потенциальных покупателей туров.
Работы на этом этапе достаточно стандартны и мало чем отличаются от работ по продвижению сайтов в других сегментах:
№ п./п |
Этап продвижения |
Описание этапа |
1. |
Анализ бизнеса (краткий) |
Анализ продукции (услуг), предлагаемых компанией: цены, преимущества перед конкурентами. Анализ клиентов компании и опыта работы компании. |
2. |
Текущая оценка сайта |
Оценка посещаемости, доли поискового траффика, структуры сайта, серверных параметров, позиций в поисковых машинах по ключевым запросам, авторитетности сайта. |
3. |
Формирование ядра запросов, анализ спроса |
Работа по составлению семантического ядра запросов. Поиск формулировок, которые используют люди, когда хотят найти информацию на тему, связанную с товарами или услугами, предлагаемыми на сайте. |
4. |
Определение конкуренции по запросам и создание описаний сайта |
Определение конкуренции по запросам среди текстов страниц и среди ссылок на страницы. Выбор запросов с наилучшим соотношением Популярность / Конкуренция как для текстов страниц, так и для ссылок. Индивидуальное формирование описания для самых важных каталогов (Яндекса, Rambler’s Top100, DMOZ и каталог Апорта) с учетом особенностей их работы. Создание описания для остальных каталогов - заголовок, аннотация и список ключевых слов разной длины на русском и английском языках. |
5. |
Оптимизация текстов сайта, расширение контента |
Выдача рекомендаций по корректировке текстов страниц в соответствии с ядром запросов и конкуренцией по запросам. При необходимости выдача рекомендаций по созданию новых страниц. |
6. |
Формирование мета-тегов |
Корректировка заголовков и описаний страниц в соответствии с запросами пользователей |
7. |
Повышение авторитетности сайта в нужной тематической нише |
Получение ссылок на сайт с требуемыми характеристиками, регистрация в каталогах с учетом ядра запросов. Ручная регистрация в самых важных каталогах с учетом их подхода к формированию описания. Создание ссылочных статей и их размещение. При необходимости размещение ссылок на сайт на платной основе. |
8. |
Контроль и мониторинг |
Контроль появления ссылок, регистрация каждой из ссылающихся страниц во всех ведущих поисковых системах, мониторинг позиций сайта в поисковых машинах, внесение необходимых корректив. Анализ действий конкурентов, их мониторинг, выработки стратегии противодействия конкурентам. |